Министерство образования
Республики Беларусь
Главное управление образования
Гомельского облисполкома
 

ул.Рыжкова, 42,
247760, Гомельская обл., г. Мозырь,
+375 236 23 39 73

Карта сайта
office@mozlicey.by




Родителям

ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ:

Сведения
о информационном
ресурсе № 5141101242







Беларусь Библиотечная Официальный сайт Гомельского государственного университета имени Франциска Скорины











Mozilla/5.0 AppleWebKit/537.36 (KHTML, like Gecko; compatible; ClaudeBot/1.0; +claudebot@anthropic.com)

Free counters!


 

Психологическое здоровье

Как распознать психологический стресс
Правила работы с компьютером
Признаки и симптомы возможного употребления наркотиков детьми
Профилактика суицида

Как распознать, что ваш ребенок
испытывает психологический стресс?

Гармоничное, правильное развитие ребенка, его личности возможно при наличии здоровья, в том числе и психологического здоровья. Должно быть благополучие в детских эмоциях. И желательно, чтобы его было как можно больше для того, чтобы правильно происходило познание окружающего мира, человеческих отношений и отношений человека с природой. И поведение детей, и их самочувствие очень часто могут указывать взрослым, что в развитии характера и формировании личности ребенка происходит сбой. Какие же проявления свойственны для «сигналов аварии» в психологическом здоровье мальчика или девочки? Что может послужить поводом для обращения за помощью к психологу или психотерапевту?

На наличие эмоционального психологического стресса детского организма указывают следующие признаки:

  1. Эмоциональная неустойчивость легко возникающий плач, раздражительность, обидчивость, беспокойство, неуверенность в действиях, непоследовательность в поступках, капризность, страхи.

  2. Вегетативная неустойчивость – легко возникающее покраснение или побледнение кожи, в основном на лице, «комок в горле», «каша во рту», колебание артериального давления преимущественно в сторону его понижения, повышенная потливость, неустойчивый пульс, плохое самочувствие при колебаниях атмосферного давления.

  3. Нарушение сна трудности с засыпанием, чуткий с пробуждением или очень глубокий сон, плохое самочувствие утром после пробуждения.

  4. Нарушение обмена веществ, нейродермит, плохой аппетит, снижение массы тела, болезненно заостренные реакции организма на запахи, лекарства, пыль и некоторые пищевые вещества в виде кашля, зуда.

  5. Частые простудные заболевания, особенно тогда, когда отчетливо имеется связь с действием нервных, стрессовых факторов.

  6. Психомоторные нарушения в виде заикания, ночного и дневного недержания мочи, нервных тиков и т.д. Невротические реакции – кратковременные переживания в ответ на действия психотравмирующих факторов – повышенная возбудимость или заторможенность в первое время посещения дошкольного учреждения, состояние подавленности при расставании, заостренные переживания по поводу наличия заболевания или физического дефекта.

  7. Патологические привычки - упорный онанизм (мастурбация), постоянное сосание пальца, навязчивое грызение ногтей.

Очень часто все указанные признаки неблагополучия в психологическом состоянии и эмоциональной жизни усиливаются или проявляются в трудные моменты жизни ребенка, к которым относятся начало посещения детского сада или школы, эмоциональная холодность или чрезмерная опека значимых взрослых, острая или длительная психотравмирующая ситуация.

В такие периоды, порой очень непростые, своей жизни ребенок требует очень чуткого и душевно тонкого к себе отношения со стороны родных и близких, а иногда участия специалистов. От родителей порой требуется пересмотреть некоторые свои принципы воспитания сына или дочери, сделать эти принципы более действенными и может быть менее «заметными» для детского восприятия; в некоторых моментах перестроить свое эмоциональное взаимодействие с миром детей для того, чтобы позволить ребенку с меньшим напряжением адаптироваться к открывающемуся миру.

Вверх

Правила безопасного общения с компьютером

Достоинства компьютерного обучения несомненны, однако компьютеризация имеет и ряд негативных моментов.

Первое, на что необходимо обратить внимание, это возрастание зрительной нагрузки. Более 90% пользователей компьютеров жалуются на жжение или боли в области глаз, чувство песка под веками, затуманивание и др.

1. Помогите своему зрению!

  • используйте хороший дисплей, не менее 15 дюймов (14 и 17 дюймовый мониторы более утомительны);
  • соблюдайте правильное расстояние до дисплея (45-60 см);
  • чтобы избавиться от бликов на экpане от дополнительных источников света, они должны использоваться только для подсветки документов. Естественный свет должен падать сбоку (слева);
  • время непpеpывной работы с монитором для ребенка не должно превышать 30 минут; пеpеpыв должен быть не менее 15 минут;
  • ограничивайте время компьютерных игр определёнными рамками

Предлагаем также примерный комплекс упражнений для глаз:

  1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

  2. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

  3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4. Затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогично проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх, вниз. Повторить 3-4 раза.

  4. Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх – налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6; затем налево вверх – направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

  5. Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на расстоянии 25-30 см, и на счет 1-4 приблизить его к кончику носа, потом перевести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

2. Помогите своей осанке!

Снижение физического утомления

Чтобы наша осанка не пострадала и нам не грозил сколиоз, соблюдайте следующие рекомендации:

  • используйте специальный компьютерный стул;
  • обязателен специальный компьютерный стол с выдвижной доской под клавиатуру.

Рекомендуем следующие упражнения во время перерывов в работе с компьютером:

  1. Поставьте ноги на ширине плеч. Руки опустите вниз перед собой, сцепите пальцы «в замок» и выверните сцепленные кисти (ладони будут расположены плоскостью вниз).

  2. Одновременно с глубоким вдохом поднимите сцепленные руки вверх и максимально отведите их назад, прогибаясь всем туловищем назад и максимально растягивая все мышцы в паузу после достижения максимальной амплитуды движения («стиль» этого растягивания позаимствуйте у своей или соседской кошки - то, как она потягивается после сна).

  3. Вместе с глубоким (и шумным - со звуком) выдохом закройте глаза, полностью расслабьтесь, расцепите кисти, опустите их за шею и дайте им свободно упасть вниз вдоль вашего туловища. Одновременно расслабьте голову и дайте ей упасть вперед. В конце медленного выдоха немного согнитесь вперед в пояснице и подожмите живот (напрягите брюшные мышцы) для того, чтобы диафрагмой выжать весь «застоявшийся» воздух из ваших легких - такое глубокое завершение выдоха можно осуществить несколькими шумными выдыхательными движениями.

  4. Сделайте несколько таких медленных дыхательных циклов в начале и в конце комплекса упражнений. Упражнение нужно делать на балконе или хотя бы у открытой форточки. Степень сгибания рук в локтевом суставе при их поднятии и траектория их падения при выдохе может варьировать в зависимости от ощущений наибольшей «приятности» от различных способов выполнения этих движений.

Длительное сидение за компьютером может привести к перенапряжению нервной системы, нарушению сна, ухудшению самочувствия, утомлению глаз. Поэтому необходимо строго дозировать время компьютерных занятий и следить за их содержанием. Это следующее важное правило профилактики.

Третье правило – рациональная организация рабочего места. Компьютер необходимо разместить так, чтобы свет падал слева. Стул должен быть обязательно со спинкой. Сидеть ребенок должен на расстоянии не менее 50-70 см от компьютера (чем дальше, тем лучше), упираясь взором перпендикулярно в центр экрана. Посадка прямая или слегка наклоненная вперед, с небольшим наклоном головы. Между корпусом тела и краем стола сохраняется свободное пространство не менее 5 см. Одновременно за компьютером должен заниматься один ребёнок, так как для сидящего сбоку условия рассматривания изображения на экране резко ухудшаются. Стол и стул должны соответствовать росту ребёнка. Не следует сутулиться, сидеть на краешке стула, положив ногу на ногу, скрещивать ступни ног. Поза работающего за компьютером должна отличаться следующим: корпус выпрямлен, сохранены естественные изгибы позвоночника. Уровень глаз на 15-20 см выше центра экрана.

Четвёртое правило, соблюдение которого будет способствовать созданию благоприятных условий для работы за компьютером,- регулярная влажная уборка.

Еще один важный фактор - нервно-эмоциональное напряжение. Не секрет, что общение с компьютером, особенно с игровыми программами, сопровождается сильным нервным напряжением, поскольку требует быстрой ответной реакции. Кратковременная концентрация нервных процессов вызывает у ребенка явное утомление. Работая за компьютером, он испытывает своеобразный эмоциональный стресс.

Предупредить переутомление можно, если ограничить длительность работы ребенка за компьютером, проводить гимнастику для глаз, правильно обустроить рабочее место, использовать только качественные программы, соответствующие возрасту ребенка. Это очень важно хотя бы потому, что, беспокойство, рассеянность, усталость начинают проявляться уже на 14-й минуте работы ребенка на компьютере, а после 20 минут - у 25% детей были зафиксированы неприятные явления как со стороны центральной нервной системы, так и со стороны зрительного аппарата.

Представьте теперь, что происходит или может произойти с ребенком, часами бесконтрольно просиживающим за компьютером.

Основные правила безопасности

  1. Делать каждый час перерыв на 15 минут. Посмотрите в окошко, полюбуйтесь природой, выпейте чаю или кофе. Это обеспечит Вашему мозгу небольшой отдых, что позволит сохранить ресурсы мозга для дальнейшей работы.

  2. Делать специальные упражнения для глаз. Отвернитесь от монитора, поднимите глаза кверху, книзу, поводите глазами, поморгайте. Чем чаще Вы будете проделывать эти упражнения, тем здоровее будут Ваши глаза.

  3. Строго дозировать время компьютерных занятий.
  4. Рационально и правильно организовать рабочее место
    • Компьютер следует расположить в углу или задней поверхностью к стене.
    • В помещении, где используется компьютер, необходима ежедневная влажная уборка. Поэтому пол в нем не надо закрывать паласом или ковром.
    • До и после работы на компьютере следует протирать экран слегка увлажненной чистой тряпкой или губкой.
    • Считается, что наши зеленые друзья - кактусы - тоже помогают уменьшить негативное влияние компьютера.
    • Не забывайте чаще проветривать комнату, а аквариум или другие емкости с водой увеличивают влажность воздуха.
Вверх

Признаки и симптомы возможного употребления наркотиков детьми

Физиологические признаки:

  • бледность кожи;
  • расширенные или суженные зрачки, покрасневшие или мутные глаза;
  • замедленная, несвязная речь;
  • потеря аппетита, похудение или чрезмерное употребление пищи;
  • хронический кашель;
  • плохая координация движений (пошатывание или спотыкание).

Поведенческие признаки:

  • беспричинное возбуждение, вялость;
  • повышенная работоспособность;
  • нарастающее безразличие ко всему, ухудшение памяти и внимания;
  • уходы из дома, прогулы в школе по непонятным причинам;
  • трудности в сосредоточении на чем-то конкретном;
  • бессонница;
  • болезненная реакция на критику, частая и резкая смена настроения;
  • повышенная утомляемость;
  • прекращение общения с людьми, с которыми раньше были близки;
  • снижение успеваемости в школе;
  • постоянные просьбы дать денег;
  • пропажа из дома ценностей, книг, одежды, видео- и аудиотехники;
  • частые телефонные звонки;
  • самоизоляция, уход от участия в делах, которые раньше были интересны;
  • вранье, изворотливость, лживость;
  • уход от ответов на прямые вопросы, склонность сочинять небылицы;
  • неопрятный внешний вид;
  • склонность к прослушиванию специфической музыки;
  • проведение большей части времени в компаниях асоциального типа.

Очевидные признаки:

  • следы от уколов, порезы, синяки;
  • бумажки и денежные купюры, свернутые в трубочки;
  • маленькие закопченные ложечки;
  • капсулы, пузырьки, жестяные банки;
  • пачки лекарств снотворного или успокоительного действия;

Что делать, если вы подозреваете, что ваш ребенок употребляет наркотики:

  • не впадайте в панику;
  • понаблюдайте внимательно за ним, не демонстрируя чрезмерного подозрения;
  • обсудите свои подозрения с вашим ребенком, не пытаясь кричать на него или обвинять в чем-либо;
  • не читайте морали, ни в коем случае не угрожайте и не наказывайте его;
  • поддержите вашего ребенка, проявив понимание и заботу;
  • объясните ему опасность пути, на который он встал;
  • не верьте его уверениям, что он сможет справиться с этим без посторонней помощи;
  • попытайтесь уговорить его обратиться к специалисту.
Вверх

Профилактика суицида

Понятие суицида

Самоубийство – одна из вечных проблем человечества, поскольку существует практически столько же, сколько существует на Земле человек.

Люди, совершающие суицид, обычно испытывают сильную душевную боль и находятся в состоянии стресса, не умеют справиться со своими проблемами, смотрят в будущее без надежды. Они часто страдают психическими болезнями, особенно выраженной депрессией.

Суицид рассматривается как одна из главных причин смертей во всём мире, поэтому он является значительной общественной проблемой. Некоторые исследователи полагают, что официальная статистика не отражает число суицидов. Ведь суицидальное поведение – понятие более широкое и, помимо непосредственно ухода из жизни, включает суицидальные покушения, попытки и проявления.

К покушениям относятся все суицидальные акты, не завершившиеся летально по причине, не зависящей от суицидента (обрыв верёвки, реанимация и др.).

Суицидальными попытками считаются демонстративно-установочные действия, при которых суицидент чаще всего знает о безопасности совершаемого им акта.

Суицидальные проявления – это мысли, высказывания, намёки, не сопровождающиеся конкретными действиями.

На каждый совершённый суицид приходится десять попыток самоубийства. Суицидальное поведение становится очень распространённым явлением – по крайней мере, каждый десятый человек в свой жизни хотя бы однажды переживал серьёзные суицидальные мысли и чувства. Мужчины совершают самоубийства в три раза чаще, чем женщины. Однако среди женщин в три раза выше число попыток.

Мотивы, причины, поводы суицидальных действий

Дюркгейм выделил 4 основных мотива суицидов:

  • альтруистический;
  • эгоистический;
  • фаталистический;
  • анатомический

Действительно, сознательный уход из жизни возможен во имя какой-то большой цели, убеждений, ради спасения людей и т.д. Поступки, совершаемые по альтруистическим мотивам, высоко оцениваются обществом. Однако в подростковом возрасте мотивы суицидальных действий чаще всего эгоистические. Анатомическое самоубийство, является результатом тяжёлого разногласия между личностью и окружающей его средой.

Однако суицидальное поведение вызывается, как правило, не одним, а несколькими одновременно действующими и взаимодействующими мотивами.

Причины суицида можно классифицировать таким образом:

  1. Лично-семейные конфликты: развод; болезнь, смерть близких; одиночество; неудачная любовь; оскорбления со стороны окружающих; половая несостоятельность.

  2. Состояние здоровья, в том числе психические, соматические заболевания; уродства.

  3. Конфликты, связанные с антисоциальным поведением суицидента, в том числе опасение уголовной ответственности; боязнь иного наказания или позора.

  4. Материально-бытовые трудности.
  5. Конфликты на работе; неуспехи в учёбе.
  6. Общественно-политическая обстановка.
  7. Другие мотивы.

Нередко при анализе суицидов путают понятия «причина», «условия» и «повод».

Причина суицидального поведения – это всё то, что вызывает и обусловливает суицид. А.Г. Амбрумова основной причиной суицидальных действий считает социально-психологическую дезадаптацию личности. Помимо главной, могут быть и второстепенные причины (болезнь, семейно-бытовые трудности и т.д.).

Под условиями понимают такой комплекс явлений, который хотя и не порождает конкретные следствия, но и выступает необходимой предпосылкой их становления и развития. Одни и те же причины в неодинаковых условиях приводят к различным следствиям.

Повод – это событие, которое выступает толчком для действия причины. Повод носит внешний, случайных характер и не служит звеном в цепи причинно-следственных отношений. Поэтому анализ поводов самоубийств не выявляет их причин.

Некоторые исследователи отмечают, что суицидальные попытки и намерения чаще возникают у подростков в ответ на систематическое словесное унижение, игнорирование их мнения близкими, ущемление самостоятельности, на конфликтные ситуации, связанные со злоупотреблением алкоголем и приёмом наркотических средств, вследствие присущих данному возрасту сексуальных проблем.

Суициды и покушения, обусловленные психическими расстройствами (аффективно-шоковые и депрессивные реакции), могут быть результатом незаслуженного наказания или унижения, исходящих от родителей и друзей, оскорбления чувства дружбы и любви, исключения по разным причинам из учебного заведения, измены.

Признаки суицидального риска

Учитывая актуальность профилактики суицида, многие исследователи задаются вопросом: нельзя ли заранее распознать суицидента и помешать его намерению? Абсолютно точных признаков суицидального риска нет, но наиболее общими являются признаки замышляемого суицида.

К ним относятся:

  • разговоры на темы самоубийства, смерти, сны с сюжетами катастроф, сны с гибелью людей или собственной гибелью, повышенный интерес к орудиям лишения себя жизни, рассуждения об утрате смысла жизни, письма или разговоры прощального характера;
  • попытки самоубийства в прошлом, наличие приёма самоубийств в близком окружении, особенно родителей и друзей;
  • максималистские черты характера, склонность к бескомпромиссным решениям и поступкам, деление мира на белое и чёрное;
  • объективная тяжесть жизненных обстоятельств: детство, прошедшее в неблагополучной семье; сложные отношения с близкими в данный период; потеря дорогого человека, общественное отвержение; тяжёлое заболевание;
  • снижение ресурсов личности, позволяющих противостоять трудностям: депрессия, стрессовые состояния, беспомощность, болезни, насилие в близком окружении, физическая и психическая истощённость, неопытность и неумение преодолевать трудности.

Кроме того, следует знать о синдромах поведения подростков, указывающих на готовность к суициду. Это тревожно-ажитированное поведение, внешне похожее на подъём, однако с проявлением суеты, спешки; затяжные нарушения сна (подростка преследуют страшные сны с картинами катаклизмов, катастроф, аварий); агрессия; депрессия, апатия, безмолвие; выраженное чувство несостоятельности, вины, стыда за себя, неуверенность в себе, которая может маскироваться бравадой, вызывающим поведением, дерзостью; употребление алкоголя, токсикомания, наркомания.

Внешними обстоятельствами, провоцирующими суицидальное поведение подростка, часто являются неблагополучие в семье; тяжёлый психологический климат, вызванный конфликтами родителей, их алкоголизмом; утрата родителей; беспризорность подростка, отсутствие поддержки взрослого; отвержение, назойливая опека, жестокость, критичность к любым проступкам подростка; отсутствие у него друзей, отвержение в учебной группе; серия неудач в учёбе, проблемы в общении, межличностных отношениях с родственниками и взрослыми.

Профилактика суицида

Суицид – это проявление острых или хронических психических расстройств; это осознанное лишение себя жизни.

Суицидальная попытка – это парасуицид, целенаправленное оперирование средствами, лишающими себя жизни, не закончившаяся успешно.

Основными особенностями подросткового суицидального поведения являются:

  • когнитивные особенности личности подростка (повышенная сенситивность, зависимость от мнения других);
  • перекладывание ответственности за свои поступки на других людей;
  • зависимость от благополучия в семье;
  • категоричность суждений, неприятие поступков взрослых;
  • дихотомичность мышления (всё или ничего);
  • неумение наладить адекватное взаимодействие в социуме;
  • импульсивность в поступках;
  • особенности черт характера;
  • суицид как результат амбивалентных отношений с родителями;
  • религиозные причины;
  • проблемы во взаимоотношениях с противоположным полом;
  • психические заболевания и расстройства;
  • нежелательная беременность;
  • смерть близких.

Наиболее типичными мотивами самоубийств у детей и подростков являются:

  • Переживание обиды одиночества, отчуждённости, невозможность быть понятым.
  • Действительная или мнимая утрата родительской любви, неразделённая любовь, ревность.
  • Переживания, связанные со смертью, с разводом, или уходом из семьи одного из родителей.
  • Чувство вины, стыда, оскорблённое самолюбие, угрызения совести, недовольство собой.
  • Боязнь позора, насмешек, унижения.
  • Страх наказания, нежелание принести извинения.
  • Неудачи в любви, сексуальные эксцессы, беременность у девочек.
  • Чувство мести, злобы, протеста, угрозы вымогательства.
  • Желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудных ситуаций.
  • Сочувствие или подражание товарищам, кумирам.

Попытка самоубийства – это крик о помощи, вызванный желанием привлечь внимание к своей беде или вызвать сочувствие у окружающих.

Вверх

     
 

© 2009-2023, УО "Мозырский государственный областной лицей"
E-mail: office@mozlicey.by
April 20, 2024
rev. 01.03.24

  Мы в социальных сетях