Министерство образования
Республики Беларусь
Главное управление образования
Гомельского облисполкома
 

ул.Рыжкова, 42,
247760, Гомельская обл., г. Мозырь,
+375 236 23 39 73

Карта сайта
office@mozlicey.by






ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ:

Сведения
о информационном
ресурсе № 5141101242







Беларусь Библиотечная Официальный сайт Гомельского государственного университета имени Франциска Скорины











claudebot

Free counters!


 

Работа с одарёнными учащимися

Познавательные особенности одарённых учащихся
Условия формирования креативности
Проблемы одарённых детей

Познавательные особенности одарённых учащихся

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Особенности познавательной деятельности одарённых учащихся

  • Любознательность

Любознательность, проявившись довольно рано, на всех возрастных этапах продолжает оставаться важнейшей отличительной чертой талантливого человека. Становление любознательности возможно лишь благодаря еще одной важной особенности, отмеченной в ряде исследований. Речь идет об эмоциях. Эмоции, как известно, индикатор наличия потребностей и степени их удовлетворения. Проявления любознательности тесно связаны с действием центра положительных эмоций. Изучавшие этот процесс исследователи говорят о том, что умственно одаренные дети получают удовольствие от умственного напряжения.

Конечно, кроме эмоций есть еще такая форма психического отражения, как воля. Итак, при воспитании очень важно, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям - любознательность, а последняя - в устойчивое психическое образование - познавательную потребность.

  • Сверхчувствительность к проблемам

Способность удивляться и видеть проблемы и противоречия, в особенности там, где другим все представляется ясным и понятным.

Сверхчувствительность к проблемам необходима в любой творческой деятельности и является качеством самостоятельно мыслящего человека.

Развитие сверхчувствительности к проблемам либо подавление ее многие исследователи связывают в первую очередь с характером обучения. Догматичное содержание в сочетании с доминированием репродуктивных методов обучения - основные факторы, подавляющие детскую сверхчувствительность к проблемам. И напротив - проблемное, ориентированное на самостоятельную исследовательскую практику ребенка, обучение развивает как эту способность, так и другие необходимые для творчества качества.

  • Оригинальность мышления

Способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, банальных, обычно называют оригинальностью мышления. Проявляется эта особенность в мышлении и поведении ребенка, в общении со сверстниками и взрослыми, во всех видах деятельности.

  • Высокий уровень развития логического мышления
  • Повышенный интерес к дивергентным задачам

Так условно называются задачи, имеющие не один, а множество правильных ответов. Люди, не склонные к творчеству, исследовательскому поведению, предпочитают задачи, имеющие ясные алгоритмы решения и один-единственный правильный ответ. Ситуации неопределенности, с неизбежностью возникающие при решении дивергентных задач, их раздражают и даже пугают.

Одаренные дети заметно отличаются от сверстников повышенным интересом к открытым дивергентным задачам, явно предпочитая их заданиям конвергентного типа. Создаваемые этими задачами ситуации с различной, в том числе и высокой степенью неопределенности не подавляют, а напротив, мобилизуют и стимулируют активность ребенка.

  • Гибкость мышления

Способность быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить (в мышлении и поведении) от явлений одного класса к другим, часто далеким по содержанию, называют гибкостью мышления.

  • Легкость генерирования идей (продуктивность мышления)

Способность к генерированию большого числа идей. Качество это очень близко предыдущему, но характеризует несколько иную грань одаренности. Чем больше идей, тем больше возможностей для выбора из них оптимальных, сопоставления, развития, углубления и т. п. Обилие идей, с одной стороны, является основой, с другой - необходимой предпосылкой творчества.

Большое количество идей характерно для одарённого человека – как реакция на проблемную ситуацию.

Замечено, что легкость генерирования идей тем выше, чем меньше давление стереотипов, которые приобретаются в процессе усвоения опыта (знаний, умений, навыков) и часто прямо диктуются его содержанием.

  • Легкость ассоциирования

Легкость ассоциирования может быть представлена как способность к выработке обобщенных стратегий на основе выявления скрытых от обычного взгляда связей и отношений и их дальнейшей детализации. Она выражена наиболее явно в умении находить аналогии там, где традиционно они не усматриваются, в способности найти путь к решению проблемы, используя различную, в том числе и кажущуюся посторонней, информацию. Возможным это становится при наличии умения видеть связи между разными явлениями, событиями, далекими по содержанию.

Одаренный ребенок способен значительно продуктивнее, чем его "нормальные" сверстники, воспринимать связи и отношения между явлениями, предметами, событиями и даже концепциями. Эти связи в силу наличия данной и выше описанных способностей могут быть нетрадиционными и непривычными, что, как известно, и составляет основу творчества.

Лёгкость ассоциирования проявляется не только в умении находить простые и сложные аналогии, а затем на этой основе создавать новое.

  • Способность к прогнозированию

Это редкое качество, включающее в себя воображение, интуицию, способность к глубокому анализу. Для основной массы людей характерен так называемый презентизм мышления - они не могут представить себе будущее и прошлое качественно отличным от настоящего.

Способность к прогнозированию свойственна не только одарённым, но и вообще всем детям. Решая мыслительную задачу, ученик тем самым хотя бы в минимальной степени предвосхищает (прогнозирует) искомое будущее решение.

У одаренных детей это качество выражено настолько ярко, что распространяется не только на процесс решения учебных задач, но и на самые разные проявления реальной жизни: от прогнозирования последствий, не отдаленных во времени относительно элементарных событий, до возможности прогноза развития социальных явлений.

Способность к прогнозированию в значительной степени зависит от степени развития вышеописанных характеристик личности, таких как: склонность к задачам дивергентного типа, гибкость мышления, легкость генерирования идей, легкость ассоциирования. Интегральный характер данного личностного свойства позволяет считать его одним из основных признаков одаренности.

  • Высокая концентрация внимания

Для одаренного ребенка характерна повышенная концентрация внимания. Выражается это:

во-первых, высокой степенью погруженности в задачу;

во-вторых, возможностью успешной настройки внимания даже при наличии помех на восприятие информации, относящейся к выбранной цели.

Отсюда такая отличительная черта одаренного ребенка, как склонность к сложным и сравнительно долговременным заданиям.

Ребенок часто бывает поглощен заинтересовавшим его занятием настолько, что его практически невозможно отвлечь, причем заниматься своим делом он способен длительное время, может возвращаться к нему в течение нескольких дней. Это качество проявляется у одаренных детей довольно рано.

  • Отличная память

Обеспечивается не столько большим объёмом хранящейся в памяти информации, сколько умением извлечь из памяти в нужный момент нужную информацию.

  • Способность к оценке

Способность к оценке - производная критического мышления. Она предполагает возможность оценки продуктов собственной деятельности, а также понимание как собственных мыслей и поступков, так и действий, мыслей и поступков других людей.

  • Особенности склонностей и интересов

У одаренных детей они часто очень широки и при этом устойчивы и осознанны. Это проявляется в особом упорстве в достижении цели.

Другое свойство, характерное для значительной части одаренных детей, - широта интересов. Им многое удается, многое по душе и потому им хочется попробовать себя в самых разных сферах.

Есть и еще один важный аспект проблемы. Разноплановость интересов предохраняет от "зацикленности", которая нередко бывает свойственна таланту.

Рекомендации для учителей при работе с одаренными детьми:

  • Изучайте индивидуальные особенности, особенности поведения одарённого ребёнка.
  • Работайте по индивидуальному плану.
  • Требование выполнения учебного задания в нескольких альтернативных вариантах.
  • Использование исследовательских, поисковых методов в обучении.
  • Уважайте и обсуждайте любую его идею. Поверьте в то, что этому ребёнку порой дано понять и совершить то, что вам кажется непостижимым.
  • Подготавливаясь к занятиям с одаренными детьми, помните о необходимости серьёзной умственной нагрузке одарённого ребёнка. Самостоятельность мышления, вопросы к учителю, а потом и к самому себе - обязательные составные части успешности уроков.
  • Подумайте о методике обучения. Одаренные ученики требуют принципиально иной подготовки, поскольку их отличает необычайное стремление к перепроверке, к "уяснению для себя", экспериментированию.
  • Центральной задачей педагога в работе с одаренным ребёнком является привитие вкуса к серьёзной творческой работе.
  • Развивайте в себе чувство юмора. Но необходимо помнить, что одарённые дети очень самолюбивы, ранимы, с обостренной чувствительностью - и не очень удачная шутка может их надолго выбить из колеи.
  • Постарайтесь создать благоприятную атмосферу работы с детьми. Будьте доброжелательными, не критикуйте. Одаренные дети наиболее восприимчивы.
  • Экспериментируйте на уроке.
  • Позволяйте детям вести себя свободно и задавать вопросы. Если ребенок чем-то интересуется, значит, он думает, а если он думает, значит, учитель кое-чего достиг.

Вверх

Условия формирования креативности

Большинство исследователей по данной тематике сосредоточено на изучении влияния среды на формирование креативности. Результаты исследований П. Торранса, посвящённых роли обучения в формировании креативности, свидетельствуют, что:

  • характер культуры влияет на тип креативности и процесс её развития;
  • развитие креативности не определяется генетически, а зависит от культуры, в которой воспитывался ребёнок;
  • не существует непрерывности в развитии креативности. Его спад может быть объяснён за счёт новых требований и стрессовых ситуаций, с которыми сталкивается ребёнок;
  • спад креативности можно снять в любом возрасте путём специального обучения.

Для развития детского творчества необходимо предоставлять детям материалы для занятий и возможность работать с ними, поощрять творческие интересы ребёнка; важно также наличие у него внутренней раскованности и свободы.

Известный психолог К.Роджерс утверждал, что рождение творческих идей поощряется созданием психологической безопасности и безусловным принятием ценности каждого человека.

Многие исследователи детского творчества обращались к вопросу об условиях формирования креативности. Так, Дж. Гилфорд выделил следующие способы стимуляции творческой активности:

  1. Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны учителя, его отказ от выставления оценок и критики в адрес ребёнка способствуют свободному проявлению дивергентного мышления.
  2. Обогащение окружающей среды самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности.
  3. Поощрение высказывания оригинальных идей.
  4. Обеспечение возможностей для упражнения и практики. Широкое использование вопросов дивергентного характера применительно к самым разнообразным областям как учебного, так и внеучебного характера.
  5. Использование личного примера творческого подхода к решению проблем.
  6. Предоставление детям возможности активно задавать вопросы.

П. Торранс предложил педагогическую модель, призванную повышать продуктивность творческой деятельности следующими методами:

  • стимулировать взаимодействие интеллектуальных, волевых и эмоциональных функций;
  • обеспечивать «реалистическое столкновение с проблемой»,погружение в неё, эмоциональную вовлечённость;
  • приводить к столкновению противоположных понятий, образов, идей.

Психолог В.Н. Дружинин считает, что креативность является свойством, которое актуализируется лишь тогда, когда это позволяет окружающая среда.

Для формирования креативности, по его мнению, необходимы следующие условия:

  • отсутствие образца регламентированного поведения;
  • наличие позитивного образца творческого поведения (в первую очередь на развитее способностей влияет общение детей со взрослыми людьми, обладающими развитыми креативными способностями);
  • создание условий для подражания творческому поведению;
  • социальное подкрепление творческого поведения.

Таким образом, по мнению большинства исследователей, креативность поддаётся развитию. Особенно эффективно воздействие на её формирование в сенситивный периоды. Дошкольный и младший школьный возрасты относятся к таковым.

Д.Б. Богоявленская на основании экспериментальных данных сделала вывод о том, что становление творческих способностей не идёт линейно, а имеет в своём развитии два пика: наиболее яркий всплеск их проявления отмечается в 3 классе (возраст 10 лет), а второй приходится на юношеский возраст.

Крупнейшие дидакты И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин обратили внимание на то, что данную от природы способность к творчеству человек может реализовать на разных уровнях. Только целенаправленное обучение даёт возможность обеспечить высокий уровень развития изначально заложенных творческих способностей. При этом подчёркивается, что традиции и установки в обучении могут либо стимулировать, либо подавлять креативные способности. Это зависит от того, с какими типами задач ребёнок встречается в процессе обучения. Задачи «открытого» типа, с единственно правильным ответом, не формируют таких важных качеств креативного мышления, как навык ухода от известных ответов, оригинальность и самостоятельность мысли. Эту функцию могут выполнить только задачи «открытого» типа, предполагающие полную самостоятельность в выборе способа решения и большое число ответов.

В развитии любознательности имеет место существенные преимущества демократического типа преподавания по сравнению с авторитарным. В условиях демократического стиля общения дети чаще обращаются к учителю с вопросами; вопросы эти отличаются большей содержательностью.

Немаловажно, что создание благоприятного климата для творческих детей приводит к изменению социально статуса ученика, позволяет изменить «ценностную ориентацию» всех учеников в классе, повысить престиж творческого мышления, что, в свою очередь, влияет на развитие творческих способностей всех учащихся. Несомненно также и то, что развитие креативности в процессе неразрывно связано с содержанием учебного материала.

В.В. Давыдов выделил несколько принципов, которые способствуют созданию на уроке атмосферы творчества и развития.

Во-первых, учитель должен научиться демонстрировать живое мышление. Он выступает не как носитель готовой информации, а как человек, который знает, как возникают знания.

Во-вторых, знания на уроках не предъявляются в готовом виде – они выводятся, формулируются путём коллективного рассуждения на основе уже имеющихся знаний, прошлого опыта детей.

В третьих, основной целью урока является не решение определённой суммы учебных задач, не погоня за более высокими показателями, а создание таких педагогических ситуаций, когда постоянно работают мысль, интуиция, догадка.

Главной задачей учителя является не «донести», «объяснить» и «показать», а организовать совместный поиск решения возникшей задачи.

Важным моментом, который нужно учитывать при организации обучения, направленного на развитие творческих способностей, является учебно-развивающая среда. В качестве её критерия рассматривается способность обеспечить всем субъектам образовательного процесса возможность для эффективного личностного саморазвития.

Однако не любая деятельность развивает творческие способности, а только та, в процессе которой возникают положительные эмоции. Познавательная потребность характеризуется чувством удовлетворения от умственной работы.

Понятно, что немаловажным условием для решения обозначенной проблемы является воспитание педагогом собственной креативности. Чтобы развивать творческие способности учеников, он сам должен быть творческой личностью.


Вверх

Проблемы одарённых детей

Сильные стороны Возможные проблемы
Быстро воспринимают и удерживают информацию Нетерпимость по отношению к медлительности других; не любят рутину; могут сопротивляться обучению фундаментальным навыкам; могут формулировать идеи чрезмерно сложно
Любознательность; внутренняя мотивация; поиск смысла Задаёт затруднительные вопросы; решителен; сопротивляется инструкциям; демонстрирует многообразие интересов; ожидает того же от других
Способность формулировать понятия, абстрагироваться, синтезировать: любит решать задачи и интеллектуальные занятия Отбрасывает или пропускает детали; подвергает сомнению методику преподавания
Может устанавливать причинно-следственные связи С трудом воспринимает то, что не подвластно законам логики, - эмоции и чувства, традиции и всё то, что должно принимать на веру без доказательства
Богатый словарный запас и лёгкость выражения мысли; обширная информация в сложных областях Эффективно использует слова, чтобы избежать или выйти из определённой ситуации; скучает сос своими одноклассниками и детьми своего возраста; в глазах других выглядит «всезнайкой»
Мыслит критически; имеет высокие ожидания; критичен к себе и окружающим Критичен и нетерпим по отношению к другим; склонен к перфекционизму
Внимательный наблюдатель, готовый заметить необычное, открытый ко всему новому Чрезмерная сосредоточенность (концентрация)
Креативность и изобретательность; любит новые способы выполнения привычных действий Может нарушить планы или отвергнуть уже известное; кажется окружающим не таким как все
Высокая концентрация; способность долгое время сохранять внимание, когда что-то его интересует; направленное достижение целей; настойчивость Не любит, когда ему мешают; не обращает внимания на свои обязанности и на других людей, когда интенсивно занимается тем, что его интересует; упрямство
Чувствительность; эмпатия; желание быть принятым другими Чувствительность к критике и неприятию сверстников; считает, что другие разделяют его ценности; потребность в успехе и признании; может ощущать себя не таким, как все, чувствовать свою отчуждённость
Энергичность, живость, рвение Испытывает фрустрацию, когда бездействует; готов вмешаться в планы других людей; постоянная потребность в стимулах; может показаться гиперактивным
Независимость; предпочитает индивидуальную работу; полагается на свои силы Может отказываться от помощи родителей и сверстников; нонконформизм; может быть эксцентричным
Разнообразные интересы и способности; разносторонность Возможные разбросанность и неорганизованность; остро переживает нехватку времени; окружающие могут ожидать от него определённой компетентности
Хорошее чувство юмора Умеет увидеть абсурдность ситуации; его юмор может оказаться непонятным сверстникам; чтобы привлечь внимание, может превратиться в «классного шута»

Вверх

     
 

© 2009-2023, УО "Мозырский государственный областной лицей"
E-mail: office@mozlicey.by
March 28, 2024
rev. 01.03.24

  Мы в социальных сетях