Профориентация
Как правильно выбрать профессию
Взаимосвязь учебных предметов и профессиональной сферы
Классификация профессий
Требования профессии к человеку
Как правильно выбрать профессию
Выбор профессии – одно из самых ответственных решений, которые принимает человек в жизни. Выбор профессии приравнивается к выбору супруга.
Есть такое выражение: «Счастье – это когда утром хочется идти на работу, а после работы домой».
При построении профессионального жизненного плана предметом размышлений должен стать не только конечный результат, но и способы его достижения, путь, которым нужно к нему идти, оценка объективных и субъективных ресурсов. Кроме того, весьма желательно думать не только о том, какое высшее учебное заведение выбрать, но и нужны ли будут эти специальности через 5 лет. Сможете ли вы устроиться на работу?
Для того, чтобы сделать обоснованный выбор, вам нужно ориентироваться в различных профессиях, что совсем не просто, поскольку в основе отношения школьников к профессиям лежит не свой собственный, а чужой опыт – сведения полученные от родителей, друзей и т.д.
Кроме того, нужно верно оценить свои объективные возможности – уровень учебной подготовки, материальные условия семьи и, главное свои способности и склонности.
Мир профессий огромен и насчитывает около 40 тысяч и ежегодно появляется около 500 новых.
Есть несколько классификация профессий, наиболее известная из них основывается на предмете труда. По этому принципу профессии делятся на 5 групп:
Ч – Ч – труд людей направлен на воспитание и обучение, информирование, бытовое, торговое, медицинское обслуживание людей. Он связан с управлением, руководством людьми. В процессе труда люди взаимодействуют между собой (учитель, врач, продавец,…).
Требования к профессиям Ч – Ч: умение устанавливать и поддерживать контакты с людьми, способность понимать людей, разбираться в их особенностях, терпение.
Ч – Т – предметом труда выступает техника. Относят профессии, связанные с обслуживанием техники.
Ч – П – деятельность человека связана с природой, человек имеет дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами (микробиолог, цветовод, ветеринар…).
Ч – З – объектом труда выступают различные знаки: устная или письменная речь, цифры, химические и физические символы, схемы, графики… (экономист, секретарь-референт, бухгалтер…)
Ч – Х – труд связан с изобразительной, музыкальной, литературной, художественной, актерской деятельностью (музыкант, артист, журналист, художник…)
Условия выбора профессии
Хочу           Могу          Надо
Сфера «хочу» - интересы, стремления.
Сфера «могу» - способности, особенности характера.
Сфера «надо» - условия рынка труда, потребность в специалистах.
Итак, при выборе профессии нужно:
-
знать как можно больше профессий;
-
определиться в своих интересах;
-
знать, в каких учебных заведениях можно получить ту или иную профессию;
иметь основной и запасной варианты профессионального выбора;
-
иметь (желательно) опыт профессиональных проб: либо понаблюдать, либо самому попробовать;
-
оценить свои возможности и способности, а также их соответствие с теми требованиями, которые предъявляют профессии;
-
знать региональную структуру потребности в кадрах.
Возможные затруднения при выборе профессии:
-
слабая информированность об учебных заведениях, небольшим кругом
-
профессий;
-
неумение оценить свои возможности;
-
отсутствие серьезного отношения к профессиональному выбору;
-
отсутствие интереса к какой бы то ни было деятельности.
Если у вас есть трудности в выборе профессии, можете предпринять некоторые шаги для того, чтобы приблизиться к профессиональному самоопределению:
-
Познакомиться со справочником «Поступающих в ВУЗы»;
-
Получить индивидуальную консультацию у психолога;
-
В процессе индивидуальной профконсультации оценить интересы, склонности и т.д.
При выборе профессии необходимо избегать следующих ошибок:
-
Выбор профессии «за компанию».
-
Подчинено давлению родителей или других родственников, которые могут внушать вам, что тот вариант, который они предлагают, для вас оптимален.
-
Увлечение только внешней стороной профессии.
-
Перенос отношения к человеку - представителю данной профессии на саму профессию. Очень часто личная симпатия к человеку вызывает желание иметь такую же профессию.
-
Устаревшее представления о характере труда, об особенностях той или иной профессии.
-
Отождествление учебного предмета с профессией. За каждым учебным предметом стоит большое количество конкретных профессий. (Если вам интересна литература, то следует подумать, какую профессию выбрать. Это может быть и учитель литературы, библиотекарь, литературовед и т. д.).
-
Незнание и недооценка своих физических противопоказаний. Известно, что ряд профессий предъявляет определённые требования к здоровью человека и такая работа может усугубить недостатки здоровья.
-
Неумение разобраться в своих способностях, особенностях характера, мотивах выбора.
-
Предубеждение в отношении престижности и непрестижности профессии.
Вверх
Взаимосвязь учебных предметов и профессиональной сферы
-
Языки и литература. Языкознание, литературоведение. Журналистика. Библиотековедение. Логопедия. Литературная критика. Редактор, корректор. Преподавание языка и литературы. Делопроизводство. Философия. Политология. Литературное художественное творчество: писатель, поэт, сценарист.
-
Математика. Математика и её специализации. Программирование. Экономика. Бухгалтерский учёт. Статистика. Вычислительная техника. Астрономия. Инженерные специальности. Строительство. Смежные области физики, химии, биологии. Научная работа и преподавание.
-
Физика. Специальности механики, электроники, радиоэлектроники. Связь. Энергетика. Авиация. Космонавтика. Научная работа и преподавание. Экология.
-
Химия. Химия и специальности химической промышленности. Технологии пищевой промышленности. Фармация. Бытовое обслуживание: оператор химчистки, парикмахер. Полиграфия. Медицина. Экология. Научная работа и преподавание.
-
Биология. Биология и её специализации. Биохимия. Биофизика. Агрономия. Медицина. Ветеринария. Психофизиология. Экология. Ландшафтное проектирование. Фитодизайн. Научная работа и преподавание.
-
География. География и её специализации. Геология. Транспорт. Лесоводство. Краеведение. Туризм. Экскурсовод. Внешне-экономическая деятельность. Научная работа и преподавание.
-
История. История и её специализация. Архивная работа. Правоведение. Экономика. Социология. Философия. Психология. Журналистика. Библиотековедение. Литературная работа. Научная работа и преподавание.
-
Музыка. Сочинительство. Исполнительская работа. Преподавательская деятельность. Работа в кино, театре, на радио, на телевидении.
-
Изобразительное искусство. Художник. Декоратор. Дизайнер. Архитектор. Ландшафтный архитектор. Фотограф. Парикмахер. Модельер. Преподавательская работа. Работа в театре и кино. Реклама. Полиграфия.
-
Хореография. Исполнители. Преподаватели.
-
Физкультура. Тренерская и преподавательская работа. Спортивная медицина. Туризм.
Вверх
Классификация профессий
Человек – человек
Труд людей направлен на воспитание и обучение, информирование, бытовое, торговое, медицинское обслуживание. Он связан с управлением, руководством людьми.
Профессии: врач, медсестра, воспитатель, преподаватель, тренер, следователь, юрист, психолог, библиотекарь, социолог и т.д.
Человек - техника
Предметом труда выступает техника. Относят профессии, связанные с обслуживанием техники.
Профессии: инженер-конструктор, радиотехник, водитель, механик, инженер-строитель, инженер-физик, инженер-технолог и т.д.
Человек-природа
Деятельность человека связана с природой. Человек имеет дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами.
Профессии: микробиолог, геолог, агрохимик, зоотехник, ветеринар, агроном, биолог, почвовед, эколог, биотехнолог, ландшафтный дизайнер, фармацевт.
Человек - знаковая система
Объектом труда выступают различные знаки: устная или письменная речь, цифры, химические и физические символы, схемы, графики и т.п.
Профессии: программист, бухгалтер, финансист, редактор, корректор, экономист, телеграфист, аудитор и т.д.
Человек – художественный образ
Труд связан с изобразительной, музыкальной, литературной, художественной, актёрской деятельностью.
Профессии: художник, модельер, композитор, музыкант, архитектор, стилист, журналист и т.д.
Вверх
Требования профессии к человеку
Профессии типа «человек – техника»
-
Нужна высокая исполнительская дисциплина, аккуратность, практическое мышление, техническая фантазия, способность мысленно соединять и разъединять технические объекты и их части.
Профессии типа «человек – человек».
-
Умение устанавливать и поддерживать контакты с людьми, способность понимать людей, разбираться в их особенностях.
Важные качества:
-
устойчивое, хорошее настроение в процессе с людьми;
-
потребность в общении;
-
способность мысленно ставить себя на место другого человека, быстро понимать намерения, настроения людей;
-
умение разбираться в человеческих взаимоотношениях;
-
хорошая память, позволяющая держать в уме знания о личных качествах большого числа людей;
-
умение находить общий язык с разными людьми;
-
терпение;
-
хорошая специальная подготовка для работы в конкретной области.
Профессии типа «человек – природа».
-
любовь к природе;
-
дальновидность, чтобы предвидеть возможные изменения в объектах труда;
-
инициатива;
-
самостоятельность в решении конкретных трудовых задач;
-
творческое мышление.
Профессии типа «человек – знаковая система».
-
хорошо развито абстрактное мышление;
-
воссоздающее воображение;
-
сосредоточенность;
-
устойчивость внимания;
-
усидчивость.
Профессии типа «человек – художественный образ»
-
наличие способности к искусствам;
-
творческое воображение;
-
образное мышление;
-
трудолюбие.
Вверх
|