Тема инновационного проекта: "Внедрение модели формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия учреждений образования и детских,
молодёжных общественных объединений"
Сроки реализации инновационного проекта: 2020 - 2023
Информационная характеристика проекта
1. Название проекта:
Внедрение модели формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия учреждений образования и
детских, молодёжных общественных объединений
2. Разработчики проекта:
Пышняк Ирина Викторовна, заместитель директора по учебной работе, Бабына Елена Игоревна, заместитель директора по воспитательной работе
3. Научное сопровождение проекта:
Минова Марина Евгеньевна, заместитель декана факультета профессионального развития специалистов образования Государственного учреждения образования
"Академия последипломного образования"
4. Учреждения образования, на базе которых планируется осуществление инновационной деятельности:
1. Учреждение образования "Мозырский государственный областной лицей" Гомельской области.
2. ГУО "Вилейская гимназия №1 "Логос" Минской области.
3. ГУО "Гимназия №3 г. Молодечно" Минской области.
4. Государственное учреждение дополнительного образования "Центр" творчества "Родничок" города Могилёва".
5. ГУО "Средняя школа №22 г.Могилёва".
6. ГУО "Средняя школа №2 им. Ф.И.Ковалёва" (г.Кличев).
7. ГУО "Средняя школа №121 г.Минска".
8. ГУО "Средняя школа №94 г.Минска".
9. ГУО "Гимназия №9 г.Минска".
10. ГУО "Гимназия №18 г.Минска".
11. ГУО "Средняя школа №9 г.Минска".
12. ГУО "Средняя школа №161 г.Минска".
13. ГУО "Средняя школа №26 г.Минска".
14. ГУО "Средняя школа №208 г.Минска".
15. ГУО "Гимназия №5 г.Минска".
16. ГУО "Средняя школа №98 г.Минска".
17. ГУО "Средняя школа №43 г.Минска".
18. ГУО "Средняя школа №109 г.Минска".
19. ГУО "Средняя школа №122 г.Минска".
20. ГУО "Средняя школа №217 г.Минска".
21. ГУО "Гимназия №32 г.Минска".
22. ГУО "Средняя школа №35 г.Минска".
23. ГУО "Гимназия №34 г.Минска".
24. ГУО "Средняя школа №32г.Минска".
25. ГУО "Средняя школа №17 г.Минска".
26. ГУО "Средняя школа №54 г.Минска".
27. ГУО "Средняя школа №139 г.Минска".
28. ГУО "Центр дополнительного образования детей и молодежи "Эврика" г.Минска" (ГУО "ЦДО ДиМ "Эврика" г.Минска).
29. Минский государственный механико-технологический профессионально-технический колледж.
30. ГУО "Средняя школа №6 г.Витебска".
31. ГУО "Средняя школа №1 г.Новополоцка" Витебской области.
32. ГУО "Чашникская средняя школа №4" Витебской области.
33. ГУДО "Ушачский районный центр детей и молодёжи" Витебской области.
34. Государственное учреждение образования "Средняя школа № 1 г. Скиделя" Гродненского района.
35. Государственное учреждение образования "Порозовская средняя школа" Свислочского района.
36. Государственное учреждение образования "Учебно-педагогический комплекс Спондовский детский сад-средняя школа" Островецкого района.
37. ГУО "Средняя школа № 2 г. Слонима".
38. Государственное учреждение образования "Средняя школа № 19 г. Гродно".
39. Государственное учреждение образования "Средняя школа 11 им. генерала армии А. И. Антонова г. Гродно".
40. Государственное учреждение образования "Гродненский районный центр творчества детей и молодежи".
41. Государственное учреждение образования "Новогрудский районный центр творчества детей и молодежи".
Основные направления работы в рамках модели формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия учреждений образования и детских, молодёжных общественных объединений.
1. Работа с педагогами-участниками проекта:
- проведение с участниками проекта методических практико-ориентированных семинаров, лекционных занятий, деловых игр, индивидуальных и групповых консультаций по разработке и внедрению модели формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия учреждения образования и молодёжных общественных объединений;
- организация открытых мероприятий, мастер-классов, презентаций опыта, методических выставок по формированию и развитию коммуникативной компетентности обучающихся;
- обобщение, систематизация и распространение эффективного педагогического опыта;
- проведение заседаний педагогического совета, методического объединения классных руководителей, совета при директоре, рассматривающих вопросы работы по инновационному проекту;
- организация педагогического самообразования участников инновационного проекта через повышение квалификации, работу виртуального методического кабинета, участие в мероприятиях по обмену инновационным опытом с УО, детскими и молодежными объединениями, ра-ботающими по аналогичной инновационной модели;
- разработка методических и дидактических материалов по теме инновационного проекта.
- создание информационно-аналитического центра с целью повышения квалификации педагогов – участников инновационного проекта, трансляции эффективного педагогического опыта, развития сетевого взаимодействия субъектов инновационной деятельности.
2. Работа с учащимися:
- формирование гражданственности и патриотизма через участие лицеистов в культурно-исторических, краеведческих, поисковых, исследовательских акциях и проектах ""За Беларусь!", "Маёй краiне", "Жыву ў Беларусi i тым ганаруся", "Мы помним!";
- идеологическое воспитание учащихся через участие в реализации государственной молодежной политики;
- развитие социальной инициативы учащихся через участие в деятельности ОО "БРСМ", молодежного парламента, Лицейской Республики, школы "Лидер" (выборы в правительство Лицейской Республики, участие в дебатах, дискуссиях, тренингах, конференциях, флэшмобах);
- развитие волонтерского движения с целью оказания помощи пожилым людям, воспитанникам детского дома, ветеранам войны и труда, приюту для бездомных животных (участие в акциях "Забота", "Ветеран живет рядом", "Наши дети", "Верные друзья" и др.);
- развитие сетевого взаимодействия участников инновационного проекта через участие в совместных акциях, проектах, конкурсах, круглых столах с городскими властями, международное сотрудничество, интернет-общение с целью формирования коммуникативной компетентности учащихся и их успешной социализации.
3. Работа с законными представителями:
- разъяснение сути инновационного проекта законным представителям учащихся лицея;
- привлечение родительской общественности к реализации программы инновационной деятельности учреждения образования через участие в мероприятиях, акциях и проектах;
- привлечение законных представителей, являющихся членами общественных организаций и объединений (РОО "Белая Русь", Мозырская районная организация ОО "Белорусский союз женщин", Белорусское общество красного креста, Белорусский фонд мира) к участию в реализации программы инновационной деятельности c целью обеспечения сетевого взаимодействия участников инновационного проекта.
4. Диагностическое и психологическое обеспечение проекта:
- выявление уровня сформированности рефлексивных, иссле-довательских, проектировочных умений педагогов; уровня педагогической деятельности; уровня педагогического опыта;
- диагностика уровня сформированности коммуникативной компетентности учащихся;
- осуществление промежуточной и итоговой диагностики в соответствии с критериями инновационного проекта.
5. Информационная поддержка проекта:
создание информационно-аналитического центра с целью повышения квалификации педагогов – участников инновационного проекта, трансляции эффективного педагогического опыта, развития сетевого взаимодействия субъектов инновационной деятельности.
Критерии и показатели эффективности инновационной деятельности
Критерии и показатели компетентности педагогов в сфере воспитательной работы по формированию и развитию коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия учреждений образования и детских, молодежных общественных объединений
Критерии эффективности |
Показатели |
Инструментарий |
Профессиональный рост педагога |
- положительная динамика ступеней профессионального роста: умелость, мастерство, творчество, новаторство;
- профессиональные и личностные достижения педагогов;
- участие в конкурсах и фестивалях педагогического мастерства, социальных проектов и инициатив, а также по взаимодействию с детскими и молодежными общественными объединениями.
Аттестация на присвоение и подтверждение высшей квалификационной категории.
|
контент-анализ (анализ содержания материалов опыта экспертной группой), анкеты (самоанализ).
|
Уровень педагогической деятельности |
положительная динамика уровней профессиональной деятельности: адаптивный; локально-моделирующий, системно-моделирующий. |
анкета по самоанализу, анализ результатов волонтерской деятельности, работы детских и молодежных объединений, интервью, инструментарий фокус-групп |
Обобщение педагогического опыта |
- положительная динамика этапов становления и формирования педагогического опыта (этап адаптации, оптимизации, модернизации, проектирования);
- система открытых мероприятий по теме опыта;
- публикации (как электронные, так и печатные);
- представление педагогического опыта в виде индивидуальной педагогической системы профессиональной деятельности;
- выступления на семинарах, конференциях, форумах, круглых столах.
|
анкеты, интервью, инструментарий фокус-групп,метод экспертных оценок
|
Авторские методические продукты |
разработка и выпуск авторских продуктов: методики, программы, технологии, электронные средства, учебно-методические пособия, методические материалы. |
анкеты, метод экспертных оценок |
Продуктивность образовательного процесса |
- положительная динамика сформированности коммуникативной компетентности обучающихся;
- динамика повышения качества знаний в области коммуникации, положительного развития мотивов, коммуникативных, оценочных и рефлексивных умений обучающихся.
|
анкеты, методы диагностики сформированности компонентов коммуникативной компетентности обучающихся
|
Удовлетворенность результатами инновационной деятельности |
степень удовлетворенности всех субъектов образовательного процесса учреждения образования и его партнеров инновационной деятельностью |
анкеты, интервью |
Рефлексивная педагогическая компетентность |
- осуществление цикла рефлексивной деятельности: реконструкция, критика, формирование норм и правил на основе нравственных ценностей;
- отношение к затруднениям и проблемам профессиональной деятельности;
- повышение уровня креативности и творчества в профессиональной деятельности
|
анкеты, интервью,контент-анализ и экспертная оценка материалов педагогического опыта
|
Взаимодействие всех участников инновационной деятельности |
- создание системы взаимодействия субъектов формирования коммуникативной компетентности обучающихся;
- установление партнерских отношений с детскими и молодежными общественными объединениями;
- благоприятный психологический климат, диалог и сотрудничество.
|
анкеты, интервью, наблюдения, анализ продуктов деятельности |
Качество управления инновационным процессом |
- рациональное планирование инновационной деятельности;
- мониторинг, анализ и контроль качества инновационной деятельности;
- наличие системы стимулирования педагогов.
|
анкеты, интервью, наблюдения, анализ продуктов деятельности, метод экспертных оценок
|
Критерии и показатели компетентности руководителей учреждений образования в сфере формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия учреждений образования и детских, молодежных общественных объединений
Критерии эффективности |
Показатели |
Инструментарий |
Академические компетенции |
- знание теоретико-методологических и концептуальных подходов по проблеме формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся;
- нормативная правовая база по вопросам молодежной политики, взаимодействия с детскими и молодежными объединениями;
- знание возрастных психологических особенностей обучающихся;
- знание социокультурных факторов и условий формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся;
- знание теоретических и методических основ детского и молодежного движения.
|
анкеты, метод экспертных оценок |
Управленческие |
- способность к системному анализу деятельности по решению проблем формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся;
- способность к подбору и мотивации персонала для работы по формированию и развитию коммуникативной компетентности обучающихся;
- владение информационно-коммуникационными технологиями, обеспечивающими поиск необходимой информации, эффективную коммуникацию с государственными учреждениями и общественными объединениями с целью решения проблем формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся;
- содействие самоуправлению и соуправлению, способность к формированию корпоративной культуры учреждения образования.
|
анкеты, бланки фокус-групп |
Социально-личностные |
- установка на признание ценности личности обучающегося, реализация этого признания в деятельности;
- уважение ценностей, прав, интересов обучающихся;
- установка на нравственно-ориентированный, демократический стиль общения, взаимодействия: педагогов, обучающихся и родителей;
- установка на продвижение в учреждении образования ценностей диалога и сотрудничества педагогов, учащихся и родителей;
- учет возрастных психологических особенностей учащихся;
- установка на создание условий для формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся в процессе обучения, воспитания, социально значимой деятельности, взаимодействия с детскими и молодежными общественными объединениями.
|
анкеты, интервью, метод экспертных оценок |
Критерии и показатели сформированности коммуникативной компетентности обучающихся
Критерии эффективности |
Показатели |
Инструментарий |
Когнитивный |
- познавательный интерес к коммуникации;
- знания, представления, понятия о коммуникации и особенностях ее организации и осуществления
|
анкеты, наблюдения, методы диагностики сформированности коммуникативной компетентности обучающихся |
Мотивационный |
- направленность личности обучающегося;
- принятие ценностей белорусского общества, идеологии белорусского государства;
- мотивы саморазвития, самореализации, действия для «другого» в процессе коммуникации
|
- анкеты, наблюдения, метод экспертных оценок,
- методы диагностики сформированности коммуникативной компетентности обучающихся
|
Действенно-практический |
- коммуникативные компетенции (умения и навыки);
- способность к саморегуляции, дисциплинированность;
- способность противостоять негативным тенденциям
|
анкеты, инструментарий для анализа результатов деятельности, методы диагностики сформированности коммуникативной компетентности обучающихся |
Рефлексивно-оценочный |
рефлексивные и оценочные компетенции (способности, умения и навыки) |
анкеты, наблюдения, метод экспертных оценок,
методы диагностики сформированности коммуникативной компетентности обучающихся
|
Ожидаемые результаты:
При реализации данного инновационного проекта будет создана социально-воспитательная среда в системе взаимодействия учреждений образования и детских, молодёжных объединений, которая способствует формированию и развитию коммуникативной компетентности обучающихся. Ожидается осуществление успешного процесса формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия учреждений образования и детских, молодёжных общественных объединений.
Будет реализована система методов и форм, конкретных воспитательных мероприятий, направленных на формирование и развитие коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия учреждений образования и детских, молодёжных общественных объединений.
Будет апробирована и внедрена система эффективного взаимодействия педагогов учреждений образования и учащихся – членов детских и молодежных общественных объединений, которая будет обеспечивать формирование и развитие коммуникативной компетентности обучающихся.
Реализация инновационного проекта будет содействовать:
- практическому решению проблем формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся;
- внедрению эффективных методов, форм, технологий в работу педагогов с обучающимися, реализацию приоритетных направлений государственной молодежной политики в учреждениях образования, взаимодействия с детскими и молодежными общественными объединениями;
- воспитанию нравственной, активной, творческой, успешной личности обучающегося, обладающей коммуникативной компетентностью;
- повышению уровня удовлетворенности учащихся, педагогов и родителей качеством образовательной и социально-воспитательной среды, направленной на формирование и развитие коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия учреждений образования и детских, молодёжных общественных объединений.
|