Методические рекомендации
о порядке проведения квалификационного
экзамена при прохождении аттестации
педагогическими работниками на присвоение
квалификационной категории «учитель-методист»
Требования к профессиональной деятельности претендента на квалификационную категорию «учитель-методист»
К профессиональной деятельности педагогического работника, претендующего на квалификационную категорию «учитель-методист», предъявляются следующие требования:
имеет высокий уровень научно-теоретической подготовки, который предполагает широкий кругозор в области теоретических основ и тенденций развития современной педагогики и психологии, методики обучения и воспитания, эффективного педагогического опыта;
владеет системой современных педагогических методов и технологий для повышения качества образования, использует современные подходы в практике обучения и воспитания;
владеет методами рефлексивного анализа собственной профессиональной деятельности;
владеет современными педагогическими технологиями; создает методический продукт собственной профессиональной деятельности (проекты, программы, технологические модели, методики, инструкции и др.);
проектирует фрагменты педагогической деятельности на основе анализа результатов обучения и воспитания, анализа собственного или другого опыта профессиональной деятельности;
создает программы развития способностей обучающихся и условия для их личностного роста;
использует новейшие средства и эффективные формы организации образовательного процесса.
Кроме перечисленных выше требований, претендент на квалификационную категории «учитель-методист» должен:
иметь авторскую методику преподавания учебного предмета либо личный опыт, который обобщен (от уровня района до уровня республики) и распространяется для использования другими учителями учреждений общего среднего образования;
иметь публикации в научно-методических и других изданиях об опыте применения современных образовательных, воспитательных и информационных технологий, использования эффективных форм, методов и средств обучения;
иметь опыт руководства методическим формированием, сопровождения профессионального роста педагогов, проведения занятий с педагогами по актуальным проблемам образовательной практики, распространения эффективных технологий, методик, приемов, средств обучения.
Порядок проведения квалификационного экзамена
Состав квалификационной комиссии для проведения квалификационных экзаменов при прохождении аттестации на присвоение квалификационной категории «учитель-методист» утверждается сроком на один год приказом Министра образования Республики Беларусь.
Педагогический работник, который высказал желание пройти аттестацию на присвоение квалификационной категории «учитель-методист», подает письменное заявление в аттестационную комиссию районного (городского) отдела (управления) образования до 31 марта текущего учебного года, которая принимает решение о допуске его к аттестации (отказе в допуске).
К сдаче квалификационного экзамена допускаются лица, которые имеют направление на сдачу квалификационного экзамена отделов (управлений) образования местных исполнительных и распорядительных органов по месту прохождения аттестации
Приезд на квалификационный экзамен осуществляется по персональному письму-вызову от Государственного учреждения образования «Академия последипломного образования» (далее-академия), направленному в районный (городской) отдел (управление) образования.
Квалификационный экзамен при прохождении аттестации на присвоение квалификационной категории «учитель-методист» проводится в академии в течение одного дня.
На квалификационный экзамен претендент на квалификационную
категорию «учитель-методист» представляет резюме и опыт собственной педагогической деятельности (авторскую методику) на бумажном носителе по установленной форме. Электронная версия данных материалов представляются в академию заранее - не позднее 10 (десяти) дней до начала квалификационного экзамена на электронный адрес: uumr@academy.edu.by
Представленные в квалификационную комиссию материалы по описанию опыта (авторской методики) педагогической деятельности на присвоение квалификационной категории «учитель-методист» состав- ляются самим претендентом. Материалы должны содержать описание системы или отдельных компонентов деятельности педагога в обобщенном виде, конкретные примеры деятельности, доказательства ре¬зультативности опыта при решении педагогических задач.
Представление материалы оцениваются комиссией в соответствии с критериями оценки.
Квалификационный экзамен включает письменную часть и устное собеседование.
На письменную часть квалификационного экзамена отводится 2 (два) академических часа. Комиссией предлагается аттестуемому разработать модель мастер-класса для работы в системе дополнительного образования взрослых с указанным контингентом слушателей (методическое объединение педагогов или руководителей системы образования, школа молодого учителя или совершенствования профессионального мастерства, практическое занятие для учителей различных квалификационных категорий и др.). В данной модели должны найти отражение основные положения педагогического опыта (авторской методики) претендента на присвоение квалификационной категории «учитель- методист».
При устной защите опыта перед комиссией экзаменуемый оперирует разработанными во время экзамена материалами, ссылается на письменно представленное описание опыта (авторской методики) и приложения к нему. Время на представление разработанной модели мастер-класса - 10 минут. Комиссия имеет право задавать вопросы по представленному опыту педагогической деятельности (авторской методике) и разработанной на экзамене модели мастер-класса.
По результатам квалификационного экзамена экзаменуемому выдается выписка из протокола заседания квалификационной комиссии соответствующего образца за подписью руководителя академии.
Требования к оформлению резюме и опыта педагогической
деятельности (авторской методики)
Экзаменуемый предоставляет резюме (не более 3 (трех) страниц) и авторскую методику или опыт педагогической деятельности в объеме 10- 12 страниц (без приложений). Количество страниц в приложениях - до 10. Материалы предоставляются в бумажном варианте и на электронном носителе. Требования к оформлению текста: шрифт - Times New Roman, размер 14 пт, междустрочный интервал - 1,5; параметры страниц: левое поле - 3, правое поле - 1, верхнее и нижнее поля - 2; текст печатается без сокращений, кроме общепринятых аббревиатур; Ссылки на литературу оформляются в квадратных скобках в конце предложения. Например: [7, с. 21]. Резюме представляется отдельным документом.
Оформление литературы — согласно Инструкции по оформле¬нию диссертации, автореферата и публикаций по теме диссертации, утвержденной постановлением Президиума Государственного высшего аттестационного комитета Республики Беларусь от 24 декабря 1997 г. № 178 (в редакции постановления ВАК РБ 15.08.2007 № 4 http://vak.org.by/.
Страницы нумеруются внизу справа, первый лист не нумеруется. Первый лист - титульный. Основной текст опыта (авторской методики) начинается со второй страницы. В тексте могут выделяться разделы.
Образец оформления титульного листа:
(название учреждения образования)
ОПИСАНИЕ ОПЫТА (АВТОРСКОЙ МЕТОДИКИ) ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ НА УРОКАХ
РУССКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ»
Иванов Иван Иванович
учитель русского языка
8 (029) 377-23-35;
e-mail: iwanov@yandex.ru
Примерная схема составления резюме
- Фото (портретная фотосъемка).
- ФИО, место работы, должность, преподаваемый предмет, педагогический стаж, контактные телефоны, e-mail.
- Опыт работы (по выбору аттестуемого):
Период работы |
Место работы, должность |
Профессиональный опыт и приобретенные навыки |
|
|
|
- Последипломное профессиональное обучение, полученные сертификаты, удостоверения (по выбору аттестуемого).
- Тема педагогического опыта (авторской методики)
- Кем и когда был обобщен опыт (автором, заместителем директора учреждения образования, методистом Р(Г)УМК, ИРО, АПО) и в каком виде (отдельное описание опыта, описание опыта наряду с опытом других учителей данного предмета, описание данного опыта наряду с опытом учителей других предметов и др.).
- Список публикаций (по выбору аттестуемого) в научно-методических и других изданиях об опыте применения современных образовательных, воспитательных и информационных технологий, использования эффективных форм, методов и средств обучения и др. (допускаются сокращения, обобщения нескольких публикаций единым назвaниeм). На экзaмeн пpeдcтaвляютcя оригиналы изданий или ксерокопии статей (если статьи в книгах, сборниках, журналах, необходима ксерокопия оглавления)
- Опыт руководства методическим формированием, сопровождения профессионального роста педагогов.
- Опыт проведения занятий с педагогами по актуальным проблемам образовательной практики, распространения эффективных технологий, методик, приемов, средств обучения (учреждение образования - район - область - республика). Опыт работы подтверждается программами мероприятий, ксерокопиями расписаний курсов повышения квалификации.
- Участие в конкурсе профессионального мастерства педагогических работников «Учитель года», других конкурсах педагогиче-ской направленности (год, уровень конкурса, результат).
Примерная структура описания педагогического опыта (авторской методики)
- Информационный блок
- Название темы опыта (авторской методики)
Использование средств, приемов, методов и т.п. в образовательной деятельности.
- Актуальность опыта (авторской методики)
Противоречия, затруднения, проблемы, встречающиеся в массовой образовательной практике.
- Цели опыта (авторской методики)
Развитие способностей качеств, формирование знаний, умений, навыков обучающихся определенными педагогическими средствами в конкретной образовательной ситуации
- Ведущая идея опыта (авторской методики)
Выделение наиболее главного, существенного в деятельности автора, акцент на выделенный конкретный аспект деятельности.
- Задачи опыта (авторской методики)
Отражение последовательности действий по достижению цели.
- Длительность работы над опытом (авторской методикой)
Продолжительность работы, этапы.
- Описание технологии опыта (авторской методики)
- Описание сути опыта (авторской методики)
- Отражение в общем виде методических и педагогических аспектов опыта (авторской методики) - что защищается и как применяется. Желательно представить научную основу опыта (авторской методики), но описывать только те положения, методы и приемы, которые используются в данной работе.
- К какому компоненту педагогической системы относятся данные исследования (определение целей содержания; подходы к поcтроению, отбору, структурированию содержания; организация познавательной деятельности обучающихся; определение эффективных методов обучения, воспитания, развития, поиск средств обучения, воспитания, развития, коррекционной работы и др.).
- Отражение педагогического опыта (авторской методики) в системе: какие компоненты его составляют, какие взаимосвязи между ними существуют.
- Отражение последовательности действий при применении основных приемов, форм, средств в контексте общей логики опыта (авторской методики), алгоритм деятельности обучающихся, поэтапные действия педагогического работника.
- Конкретизация материала через примеры каждого компо¬нента системы опыта (авторской методики), фрагменты занятий, пособий и др.
- Основные этапы формирования данного опыта (авторской методики), их преемственность.
- Результативность и эффективность опыта (авторской методики)
- Определение критериев для диагностирования успешности данного опыта (авторской методики), представление методики описания и подсчета результатов.
- Доказательность результативности посредством конкретных примеров со ссылкой на материалы приложения.
- Определение условий, позитивно и негативно влияющих на эффективность и результативность данного опыта (авторской методики).
- Заключение
- Конкретные выводы и предложения, вытекающие из опыта (авторской методики).
- Перспектива дальнейшего совершенствования данного опыта (авторской методики) и своей профессиональной практики.
- Рекомендации по использованию педагогического опыта (ав¬торской методики) в деятельности других педагогов, возможности его применения в массовой практике.
- Собственные статьи, выступления с данным опытом (авторской методикой) в педагогических аудиториях.
Приложения
Приложение 1. Технологические карты, планы-конспекты занятий, мероприятий.
Приложение 2. Список публикаций автора по теме опыта (авторской методики).
Приложение 3. Примеры дидактических материалов, анкет, опрос¬ников и т.д.
Оценка представленного педагогического опыта (авторской методики) и описания методической деятельности на квалификационном экзамене
При оценке представленного письменного описания опыта (авторской методики) педагогической деятельности и во время его защиты, а также описания методической деятельности (резюме) учитываются следующие критерии (оцениваемые аспекты) и показатели:
- Согласованность целей, задач, прогнозируемого результата педагогического опыта (авторской методики) с заявленной темой и проблемой:
обоснование актуальности проблемы собственной педагогической практики;
конкретность, диагностичность поставленной цели и задач;
отражение степени достижения поставленной цели.
- Содержание и технология педагогического опыта (авторской методики):
степень обобщения и систематизации представленных материалов;
конкретизация опыта разработанными автором материалами;
описание алгоритма деятельности автора при реализации опыта (авторской методики);
обоснование (теоретическое и практическое) опыта (авторской методики), качество приложений.
- Результативность, эффективность педагогического опыта (авторской методики):
выделение критериев и показателей оценки результативности опыта (авторской методики);
доказательность результатов;
определение условий, способствующих и ограничивающих при¬менение образовательного продукта (опыта, авторской методики) и перспективы его развития.
- Подготовленность опыта (авторской методики) к трансляции в педагогической среде:
ценность опыта (авторской методики) для других педагогических работников (доступность и логичность описания опыта);
подготовленность опыта (авторской методики) для распространения в педагогической среде.
- Защита опыта (авторской методики) на основе разработанной на экзамене модели мастер-класса для работы с педагогами:
эффективность, качество разработанной модели мастер-класса;
проявленность опыта автора (авторской методики) в разработанной модели мастер-класса.
- Общая культура, ораторское искусство:
степень убедительности приводимых аргументов, правильность использования определений и понятий, богатство устной речи.
- Участие в работе системы дополнительного образования взрослых:
системность работы с педагогами по росту их профессионального мастерства.
- Предъявление публикаций:
характер публикаций;
уровень публикаций (регион, республика, международный).
- Методическое сопровождение роста профессионального мастерства педагогов:
руководство методическими формированиями разного уровня и участие в работе творческих групп (по уровням);
участие в подготовке других педагогов к конкурсам профессионального мастерства.
- Участие в конкурсах педагогической направленности:
участие в конкурсах (уровень), достижения.
Вверх
|