Министерство образования
Республики Беларусь
Главное управление образования
Гомельского облисполкома
 

ул.Рыжкова, 42,
247760, Гомельская обл., г. Мозырь,
+375 236 23 39 73

Карта сайта
office@mozlicey.by







ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ:

Сведения
о информационном
ресурсе № 5141101242








Беларусь Библиотечная Официальный сайт Гомельского государственного университета имени Франциска Скорины











Mozilla/5.0 AppleWebKit/537.36 (KHTML, like Gecko; compatible; ClaudeBot/1.0; +claudebot@anthropic.com)

Free counters!


 

Критерии передового опыта

  1. Результативность работы:
    • высокие и устойчивые результаты учебно-воспитательной работы. В данном случае важна не отметка, а глубина и прочность знаний, образованность, культура, которую учитель формирует у учеников;
    • оптимальный уровень управленческой деятельности.
  2. Актуальность и социальная значимость:
    • эффективное решение учебно-воспитательных задач;
    • усовершенствование содержания управленческой деятельности.
  3. Новизна опыта:
    • новое содержание педагогического процесса, а также новые методы, формы, средства педагогической деятельности, которые можно определить как творческий опыт;
    • успешное применение известных научных положений передового опыта, так называемый репродуктивный опыт;
    • рационализация отдельных сторон педагогической деятельности и деятельности по управлению педагогическим процессом.
  4. Экономичность, оптимальность тех средств и сил, которые затрачивают школа и учитель для достижения определенного результата (например, все усваивается учащимися на уроке).

  5. Устойчивость и постоянство успехов учебно-воспитательной работы.
  6. Преемственность.
  7. Перспективность:
    • всякое новое педагогическое явление лишь в том случае является частью опыта, если есть перспектива развития и применения его на практике.
  8. Умение обнаруживать и преодолевать недостатки, противоречия.

Условия, необходимые для изучения, анализа и обобщения
передового педагогического опыта:

  • понимание структуры и процесса обобщения опыта и внедрения науки в практику как системы накопления фактов, перевод их в педагогические идеи;
  • формулирование на основе выявленных идей, выводов, умозаключений педагогических задач для успешной организации процесса обучения и воспитания учащихся;
  • умение, готовность самого педагога (методиста) видеть факты, влияющие на эффективность педагогического процесса, отбирать и наблюдать их в процессе работы, фактически видеть идею, дающую возможность развивать и совершенствовать собственный опыт, опыт коллег; способы усложнения педагогических задач с целью стимулирования творческой активности учащихся, вооружения их навыками самообразования, самовоспитания, саморазвития и самосовершенствования.

Содержание планирования работы
по изучению передового педагогического опыта

  1. Адрес изучаемого опыта.
  2. Название темы. Необходимо четко определить проблему, по которой будет проводиться изучение передового опыта работы, именно этого опыта работы, его обобщение.

  3. Изучение литературы, документов, графических материалов. Обосновать потребность, обусловившую необходимость поиска статистических данных; проанализировать состояние практической работы учебных заведений по проблеме.

  4. Цель обобщения опыта, основные направления изучаемой проблемы, возможные пути ее решения.
  5. Объект (субъект) изучения (чей опыт планируется изучать, кто будет изучать).
  6. График посещения занятий (мероприятий), сформулировать цели каждого посещения. Обратить внимание:
    • на актуальность и конкретность решаемых учебно-воспитательных задач, определенных носителем передового педагогического опыта;
    • на степень активности и самостоятельной деятельности учащихся в решении поставленных задач;
    • на определение уровня профессиональной подготовки, стиля работы, творческого потенциала педагога;
    • на результативность занятия (системы занятий).
  7. Накопление фактов, способы изучения передового педагогического опыта:
    • выяснить отношение администрации к значению изучаемого передового педагогического опыта в комплексе задач, которые решает педагогический коллектив учебного заведения;
    • наличие материалов по данному опыту работы, где они были представлены;
    • где обсуждался и был одобрен к изучению и внедрению рассматриваемый опыт работы, результаты;
    • изучение (использование) передового педагогического опыта в учебном заведении;
    • основные направления, методы и приемы, используемые носителем передового педагогического опыта для эффективности работы по проблеме, выводы, определение перспективы в дальнейшей работе;
    • изучение методических материалов, подготовленных носителем передового педагогического опыта, анализ их содержания, установление связи конкретной проблемы с реализацией общих учебно-воспитательных задач учебного заведения; оказание помощи в систематизации накопленных методических материалов, подготовке описания опыта.
  8. Подготовка научно - методического анализа изучаемого передового опыта. Необходимо отметить:
    • актуальность проблемы и ее значение в совершенствовании учебно-воспитательного процесса;
    • элементы (сущность) новизны опыта;
    • результативность работы;
    • рекомендации по использованию передового опыта.
  9. Обработка и обобщение собранных сведений, оформление заключительного документа: справки, выводов, рекомендаций.

Основные этапы изучения и обобщения педагогического опыта

1 этап. Организационный.

Обнаружение противоречия между сложившимися формами и методами работы, с одной стороны, и необходимостью повышения ее эффективности - с другой. Это противоречие осознается, осмысливается, формулируется проблема в терминах педагогической науки.

2 этап. Теоретическая и практическая подготовка.

Поисковая работа: выявляются находки, новинки в работе отдельных педагогов или целых коллективов, имеющих определенные достижения в учебно-воспитательной работе. Определяется объект исследований, изучения и обобщения опыта.

3 этап. Накопление фактического материала.

Составляется развернутая программа изучения и обобщения опыта. Окончательно формулируется тема и цель, уточняется объект (школа, внешкольное учреждение, класс, кружок, группа, учебный предмет, педагог, коллектив и др.) и предмет изучения и обобщения.

4 этап. Обработка фактического материала.

На основе программы развертывается работа по сбору педагогических фактов и другого эмпирического и информационного материала. Полученный материал уточняется, проверяется его достоверность. Для дальнейшего изучения и обобщения педагогический опыт необходимо описать (назвать авторов, вычленить проблему, последовательно изложить суть опыта, описать конкретные условия и время, в которых он реализуется, показать успехи учебно-воспитательной работы, относящиеся к описываемому опыту).

5 этап. Оценка изученного опыта и принятие решений.

Описанный опыт осмысливается. Сопоставляются, сравниваются, анализируются факты, выявляются взаимосвязи между ними, выясняется характер зависимости педагогического процесса от конкретных условий. Отсюда следуют конкретные выводы.

6 этап. Пропаганда, распространение, внедрение передового опыта.

Осмысленный материал оформляется в виде доклада, статьи, методической разработки и рекомендаций, плаката, информации, текста лекции, брошюры, книги, монографии, диссертации и т.п.

Основные формы изучения и обобщения педагогического опыта

  • открытые занятия по различным темам и вопросам учебно-воспитательной работы;
  • педагогические советы, производственные собрания, совещания по проблемам педагогики;
  • научно-методическая и научно-практическая конференции;
  • педагогическая выставка;
  • педагогические чтения;
  • диспуты и дискуссии по актуальным проблемам учебно-воспитательной работы;
  • педагогические экскурсии;
  • семинарские занятия по проблемам педагогики;
  • практикумы по разработке методики изучения и обобщения педагогического опыта;
  • педагогические консультации;
  • творческий отчет;
  • самообразование.

Рекомендации по описанию опыта работы

  1. Начинать описание опыта педагога (творческой группы, коллектива) следует с определения и обоснования конкретной потребности, обусловившей необходимость именно этого опыта и его обобщения. Необходимо показать его актуальность, значение (место) в организации и совершенствовании учебно-воспитательного процесса.

  2. выделить главную педагогическую идею, на которой основывается рассматриваемый опыт. Тема обобщаемого материала должна отражать основную мысль опыта.

  3. Описать становление и развитие опыта, конкретные условия, в которых он формировался и при которых обеспечивается возможность достижения оптимальных результатов. Указать длительность функционирования опыта (время отсчитывается от момента начала целенаправленного изучения опыта, выявления его результативности).

  4. Описание должно быть достоверным и объективным. Необходимо описать технологию опыта (систему конкретных педагогических действий, форм, приемов работы, дать их краткую характеристику). Описывать можно в следующей последовательности:

    • подготовительный этап;
    • этап непосредственной организации деятельности;
    • этап подведения итогов, анализа, внесения корректив в последующую деятельность.
    • Анализируя специфику работы носителя передового педагогического опыта, необходимо раскрыть секреты его мастерства, проследить последовательность применяемых в опыте методов и приемов в целостной системе используемых средств, показать их преимущество, практическую значимость опыта в целом. Выводы, оценочные критерии подкрепить яркими фактами, примерами, результатами контрольных срезов.
  5. Отметить трудности, с которыми столкнулся носитель опыта, спрогнозировать границы применения обобщенного опыта.

  6. Изложение должно быть конкретным, логичным, с вычленением в нем главных моментов.

Памятка по обобщению опыта учителя

  1. Внимательно следите за научно-методической литературой, составьте библиографию литературы по интересующему Вас вопросу.

  2. Сохраняйте и накапливайте материалы, отражающие опыт Вашей работы: планы, конспекты, дидактические пособия, темы сочинений учащихся, их вопросы, ответы, свои наблюдения за духовным развитием школьников. Отмечайте при этом Ваши сомнения, неудачи.

  3. Выбирая тему для обобщения опыта, постарайтесь учесть успехи и недостатки в Вашей работе и работе Ваших товарищей. Целесообразно взять тему, которую Вы считаете наиболее важной и нужной, и постараться оформить ее как можно точнее, конкретнее.

  4. Определите форму обобщения. Это может быть доклад, статья. Но можно обобщить опыт и по-другому. Например, привести в систему Ваши методические материалы (планы, карточки, схемы, виды самостоятельных упражнений учащихся), сопроводив их краткими разъяснениями.

  5. Набросайте краткий план темы (3-4 основных вопроса), затем составьте по теме тезисы. Вспомните и поместите в плане факты, которые будут использованы как основание для Ваших выводов. Снова и снова уточните план; уже в нем должна быть отражена основная идея и логика изложения темы.

  6. При написании доклада сначала набросайте черновик. До предела сокращайте введение, избегайте общих фраз, не стремитесь писать "наукообразно". Литературу используйте не для повторения уже сказанного, а для углубления и систематизации своих наблюдений и выводов.

  7. Оценивайте практически свой опыт. Сообщая об успехах, не забудьте о недостатках, трудностях, ошибках. Главный критерий хорошего опыта - результаты. Рассказ об опыте неубедителен и малоинтересен, если в нем не показано, как растут и развиваются ученики.

  8. Материал старайтесь излагать кратко, просто, логично, стройно, избегая повторений.

  9. Работая над темой, советуйтесь с коллективом, со своими коллегами, рассказывайте им о своих трудностях, сомнениях. Так могут появиться ценные мысли, нужные факты.

  10. Подберите и надлежащим образом оформите приложения (схемы, карты, таблицы, работы учащихся, списки литературы и т.д.).

  11. Помните, что, обобщая педагогический опыт, Вы выполняете важную общественную обязанность, способствуете дальнейшему улучшению обучения и воспитания детей, молодежи.

Рекомендации по оформлению и содержанию материалов
о передовом педагогическом опыте

  1. Обложка (титульный лист):
    • название учреждения, представляющего материал;
    • заглавие (название представляемого материала);
    • Ф.И.О., должность того, кто представляет материал;
    • год представления материала.
  2. Информационный лист:
    • сведения об авторе опыта (творческой группе, коллективе): Ф.И.О., год рождения, образование, квалификационная категория и год присвоения, адрес, контактный телефон;
    • сведения о том, какими материалами представлен опыт, их точное местонахождение;
    • cведения о последователях опыта (если они есть), их отзывы и замечания, конкретные адреса распространения передового опыта (Ф.И.О., должность, название учреждения образования).
  3. Рецензия. Содержит отзывы и замечания эксперта о представленной работе (указать Ф.И.О., должность эксперта).

  4. Аннотация. Это сокращенное (на 1/3 страницы) изложение содержания материала об опыте в следующей последовательности:

    • представление автора, составителя;
    • основное содержание материала об опыте;
    • читательское назначение материала.
  5. Оглавление. Дает развернутый перечень всех рубрик (разделов, глав, параграфов) соответственно тексту с указанием страниц. В целом оно должно отражать основные аспекты рассматриваемой в работе проблемы.

  6. Введение. Указываются актуальность рассматриваемого опыта, тема, предмет материала, сформулированные в заглавии; показывается научно-практическая значимость, проблематичность рассматриваемого опыта с тем, чтобы у читателя создалась определенная установка на восприятие его содержания и возник целенаправленный интерес. Целесообразно очертить круг вопросов, которые будут рассматриваться в опыте. Необходимо отметить индивидуальный вклад каждого автора, а если работа написана коллективом авторов - дать необходимые разъяснения отдельных моментов, объяснить термины, встречающиеся в тексте. Введение не должно повторять аннотацию.

  7. Основная аналитическая часть. Дается изложение рассматриваемого опыта, освещаются существующие подходы и пути их решения. Основную часть можно начать с описания достигнутых результатов в опыте педагога. Важно выявить и обосновать те конкретные противоречия, которые обусловили творческий поиск. При описании опыта в частных и общих выводах и их обосновании должно проявиться авторское отношение к нему.

  8. Выводы и рекомендации. Содержат сведения о фактическом состоянии проанализированной проблемы. Здесь прослеживаются причинно-следственные связи между используемыми педагогом средствами и полученными результатами. В заключительной части могут быть даны выводы и рекомендации, а также прогнозы, отражающие перспективы развития данного опыта, проблемы и пути их решения. Выводы являются очень важным разделом работы и могут носить характер рекомендаций, направленных на эффективное решение рассматриваемых в опыте проблем, или характер прогноза, т.е. опережающего опыта, раскрывающего возможности передового опыта в определении на его основе дальнейшей разработки как отдельных научных проблем, так и теории и практики учебно-воспитательного процесса в целом.

  9. Приложение. Составляется при необходимости. Таблицы, примеры, материалы справочного характера и пр. не должны повторять текст работы, а лишь служить ее дополнением.

Общие требования к оформлению авторских материалов

Материалы (с приложением) оформляются:

  • в папку в виде машинописного текста на писчей бумаге стандартного формата А4;
  • в виде брошюры, отпечатанной полиграфическим способом.


Вверх

     
 

© 2009-2023, УО "Мозырский государственный областной лицей"
E-mail: office@mozlicey.by
November 21, 2024
rev. 20.11.24

  Мы в социальных сетях