Критерии передового опыта
- Результативность работы:
- высокие и устойчивые результаты учебно-воспитательной работы. В данном случае важна не отметка, а глубина и прочность знаний, образованность, культура, которую учитель формирует у учеников;
- оптимальный уровень управленческой деятельности.
- Актуальность и социальная значимость:
- эффективное решение учебно-воспитательных задач;
- усовершенствование содержания управленческой деятельности.
- Новизна опыта:
- новое содержание педагогического процесса, а также новые методы, формы, средства педагогической деятельности, которые можно определить как творческий опыт;
- успешное применение известных научных положений передового опыта, так называемый репродуктивный опыт;
- рационализация отдельных сторон педагогической деятельности и деятельности по управлению педагогическим процессом.
-
Экономичность, оптимальность тех средств и сил, которые затрачивают школа и учитель для достижения определенного результата (например, все усваивается учащимися на уроке).
- Устойчивость и постоянство успехов учебно-воспитательной работы.
- Преемственность.
- Перспективность:
- всякое новое педагогическое явление лишь в том случае является частью опыта, если есть перспектива развития и применения его на практике.
- Умение обнаруживать и преодолевать недостатки, противоречия.
Условия, необходимые для изучения, анализа и обобщения передового педагогического опыта:
- понимание структуры и процесса обобщения опыта и внедрения науки в практику как системы накопления фактов, перевод их в педагогические идеи;
- формулирование на основе выявленных идей, выводов, умозаключений педагогических задач для успешной организации процесса обучения и воспитания учащихся;
- умение, готовность самого педагога (методиста) видеть факты, влияющие на эффективность педагогического процесса, отбирать и наблюдать их в процессе работы, фактически видеть идею, дающую возможность развивать и совершенствовать собственный опыт, опыт коллег; способы усложнения педагогических задач с целью стимулирования творческой активности учащихся, вооружения их навыками самообразования, самовоспитания, саморазвития и самосовершенствования.
Содержание планирования работы по изучению передового педагогического опыта
- Адрес изучаемого опыта.
-
Название темы. Необходимо четко определить проблему, по которой будет проводиться изучение передового опыта работы, именно этого опыта работы, его обобщение.
-
Изучение литературы, документов, графических материалов. Обосновать потребность, обусловившую необходимость поиска статистических данных; проанализировать состояние практической работы учебных заведений по проблеме.
- Цель обобщения опыта, основные направления изучаемой проблемы, возможные пути ее решения.
- Объект (субъект) изучения (чей опыт планируется изучать, кто будет изучать).
- График посещения занятий (мероприятий), сформулировать цели каждого посещения. Обратить внимание:
- на актуальность и конкретность решаемых учебно-воспитательных задач, определенных носителем передового педагогического опыта;
- на степень активности и самостоятельной деятельности учащихся в решении поставленных задач;
- на определение уровня профессиональной подготовки, стиля работы, творческого потенциала педагога;
- на результативность занятия (системы занятий).
- Накопление фактов, способы изучения передового педагогического опыта:
- выяснить отношение администрации к значению изучаемого передового педагогического опыта в комплексе задач, которые решает педагогический коллектив учебного заведения;
- наличие материалов по данному опыту работы, где они были представлены;
- где обсуждался и был одобрен к изучению и внедрению рассматриваемый опыт работы, результаты;
- изучение (использование) передового педагогического опыта в учебном заведении;
- основные направления, методы и приемы, используемые носителем передового педагогического опыта для эффективности работы по проблеме, выводы, определение перспективы в дальнейшей работе;
- изучение методических материалов, подготовленных носителем передового педагогического опыта, анализ их содержания, установление связи конкретной проблемы с реализацией общих учебно-воспитательных задач учебного заведения; оказание помощи в систематизации накопленных методических материалов, подготовке описания опыта.
- Подготовка научно - методического анализа изучаемого передового опыта. Необходимо отметить:
- актуальность проблемы и ее значение в совершенствовании учебно-воспитательного процесса;
- элементы (сущность) новизны опыта;
- результативность работы;
- рекомендации по использованию передового опыта.
-
Обработка и обобщение собранных сведений, оформление заключительного документа: справки, выводов, рекомендаций.
Основные этапы изучения и обобщения педагогического опыта
1 этап. Организационный.
Обнаружение противоречия между сложившимися формами и методами работы, с одной стороны, и необходимостью повышения ее эффективности - с другой. Это противоречие осознается, осмысливается, формулируется проблема в терминах педагогической науки.
2 этап. Теоретическая и практическая подготовка.
Поисковая работа: выявляются находки, новинки в работе отдельных педагогов или целых коллективов, имеющих определенные достижения в учебно-воспитательной работе. Определяется объект исследований, изучения и обобщения опыта.
3 этап. Накопление фактического материала.
Составляется развернутая программа изучения и обобщения опыта. Окончательно формулируется тема и цель, уточняется объект (школа, внешкольное учреждение, класс, кружок, группа, учебный предмет, педагог, коллектив и др.) и предмет изучения и обобщения.
4 этап. Обработка фактического материала.
На основе программы развертывается работа по сбору педагогических фактов и другого эмпирического и информационного материала. Полученный материал уточняется, проверяется его достоверность. Для дальнейшего изучения и обобщения педагогический опыт необходимо описать (назвать авторов, вычленить проблему, последовательно изложить суть опыта, описать конкретные условия и время, в которых он реализуется, показать успехи учебно-воспитательной работы, относящиеся к описываемому опыту).
5 этап. Оценка изученного опыта и принятие решений.
Описанный опыт осмысливается. Сопоставляются, сравниваются, анализируются факты, выявляются взаимосвязи между ними, выясняется характер зависимости педагогического процесса от конкретных условий. Отсюда следуют конкретные выводы.
6 этап. Пропаганда, распространение, внедрение передового опыта.
Осмысленный материал оформляется в виде доклада, статьи, методической разработки и рекомендаций, плаката, информации, текста лекции, брошюры, книги, монографии, диссертации и т.п.
Основные формы изучения и обобщения педагогического опыта
- открытые занятия по различным темам и вопросам учебно-воспитательной работы;
- педагогические советы, производственные собрания, совещания по проблемам педагогики;
- научно-методическая и научно-практическая конференции;
- педагогическая выставка;
- педагогические чтения;
- диспуты и дискуссии по актуальным проблемам учебно-воспитательной работы;
- педагогические экскурсии;
- семинарские занятия по проблемам педагогики;
- практикумы по разработке методики изучения и обобщения педагогического опыта;
- педагогические консультации;
- творческий отчет;
- самообразование.
Рекомендации по описанию опыта работы
-
Начинать описание опыта педагога (творческой группы, коллектива) следует с определения и обоснования конкретной потребности, обусловившей необходимость именно этого опыта и его обобщения. Необходимо показать его актуальность, значение (место) в организации и совершенствовании учебно-воспитательного процесса.
-
выделить главную педагогическую идею, на которой основывается рассматриваемый опыт. Тема обобщаемого материала должна отражать основную мысль опыта.
-
Описать становление и развитие опыта, конкретные условия, в которых он формировался и при которых обеспечивается возможность достижения оптимальных результатов. Указать длительность функционирования опыта (время отсчитывается от момента начала целенаправленного изучения опыта, выявления его результативности).
-
Описание должно быть достоверным и объективным. Необходимо описать технологию опыта (систему конкретных педагогических действий, форм, приемов работы, дать их краткую характеристику). Описывать можно в следующей последовательности:
- подготовительный этап;
- этап непосредственной организации деятельности;
- этап подведения итогов, анализа, внесения корректив в последующую деятельность.
Анализируя специфику работы носителя передового педагогического опыта, необходимо раскрыть секреты его мастерства, проследить последовательность применяемых в опыте методов и приемов в целостной системе используемых средств, показать их преимущество, практическую значимость опыта в целом. Выводы, оценочные критерии подкрепить яркими фактами, примерами, результатами контрольных срезов.
-
Отметить трудности, с которыми столкнулся носитель опыта, спрогнозировать границы применения обобщенного опыта.
- Изложение должно быть конкретным, логичным, с вычленением в нем главных моментов.
Памятка по обобщению опыта учителя
-
Внимательно следите за научно-методической литературой, составьте библиографию литературы по интересующему Вас вопросу.
-
Сохраняйте и накапливайте материалы, отражающие опыт Вашей работы: планы, конспекты, дидактические пособия, темы сочинений учащихся, их вопросы, ответы, свои наблюдения за духовным развитием школьников. Отмечайте при этом Ваши сомнения, неудачи.
-
Выбирая тему для обобщения опыта, постарайтесь учесть успехи и недостатки в Вашей работе и работе Ваших товарищей. Целесообразно взять тему, которую Вы считаете наиболее важной и нужной, и постараться оформить ее как можно точнее, конкретнее.
-
Определите форму обобщения. Это может быть доклад, статья. Но можно обобщить опыт и по-другому. Например, привести в систему Ваши методические материалы (планы, карточки, схемы, виды самостоятельных упражнений учащихся), сопроводив их краткими разъяснениями.
-
Набросайте краткий план темы (3-4 основных вопроса), затем составьте по теме тезисы. Вспомните и поместите в плане факты, которые будут использованы как основание для Ваших выводов. Снова и снова уточните план; уже в нем должна быть отражена основная идея и логика изложения темы.
-
При написании доклада сначала набросайте черновик. До предела сокращайте введение, избегайте общих фраз, не стремитесь писать "наукообразно". Литературу используйте не для повторения уже сказанного, а для углубления и систематизации своих наблюдений и выводов.
-
Оценивайте практически свой опыт. Сообщая об успехах, не забудьте о недостатках, трудностях, ошибках. Главный критерий хорошего опыта - результаты. Рассказ об опыте неубедителен и малоинтересен, если в нем не показано, как растут и развиваются ученики.
-
Материал старайтесь излагать кратко, просто, логично, стройно, избегая повторений.
-
Работая над темой, советуйтесь с коллективом, со своими коллегами, рассказывайте им о своих трудностях, сомнениях. Так могут появиться ценные мысли, нужные факты.
-
Подберите и надлежащим образом оформите приложения (схемы, карты, таблицы, работы учащихся, списки литературы и т.д.).
-
Помните, что, обобщая педагогический опыт, Вы выполняете важную общественную обязанность, способствуете дальнейшему улучшению обучения и воспитания детей, молодежи.
Рекомендации по оформлению и содержанию материалов о передовом педагогическом опыте
- Обложка (титульный лист):
- название учреждения, представляющего материал;
- заглавие (название представляемого материала);
- Ф.И.О., должность того, кто представляет материал;
- год представления материала.
- Информационный лист:
- сведения об авторе опыта (творческой группе, коллективе): Ф.И.О., год рождения, образование, квалификационная категория и год присвоения, адрес, контактный телефон;
- сведения о том, какими материалами представлен опыт, их точное местонахождение;
- cведения о последователях опыта (если они есть), их отзывы и замечания, конкретные адреса распространения передового опыта (Ф.И.О., должность, название учреждения образования).
-
Рецензия. Содержит отзывы и замечания эксперта о представленной работе (указать Ф.И.О., должность эксперта).
-
Аннотация. Это сокращенное (на 1/3 страницы) изложение содержания материала об опыте в следующей последовательности:
- представление автора, составителя;
- основное содержание материала об опыте;
- читательское назначение материала.
-
Оглавление. Дает развернутый перечень всех рубрик (разделов, глав, параграфов) соответственно тексту с указанием страниц. В целом оно должно отражать основные аспекты рассматриваемой в работе проблемы.
-
Введение. Указываются актуальность рассматриваемого опыта, тема, предмет материала, сформулированные в заглавии; показывается научно-практическая значимость, проблематичность рассматриваемого опыта с тем, чтобы у читателя создалась определенная установка на восприятие его содержания и возник целенаправленный интерес. Целесообразно очертить круг вопросов, которые будут рассматриваться в опыте. Необходимо отметить индивидуальный вклад каждого автора, а если работа написана коллективом авторов - дать необходимые разъяснения отдельных моментов, объяснить термины, встречающиеся в тексте. Введение не должно повторять аннотацию.
-
Основная аналитическая часть. Дается изложение рассматриваемого опыта, освещаются существующие подходы и пути их решения. Основную часть можно начать с описания достигнутых результатов в опыте педагога. Важно выявить и обосновать те конкретные противоречия, которые обусловили творческий поиск. При описании опыта в частных и общих выводах и их обосновании должно проявиться авторское отношение к нему.
-
Выводы и рекомендации. Содержат сведения о фактическом состоянии проанализированной проблемы. Здесь прослеживаются причинно-следственные связи между используемыми педагогом средствами и полученными результатами. В заключительной части могут быть даны выводы и рекомендации, а также прогнозы, отражающие перспективы развития данного опыта, проблемы и пути их решения. Выводы являются очень важным разделом работы и могут носить характер рекомендаций, направленных на эффективное решение рассматриваемых в опыте проблем, или характер прогноза, т.е. опережающего опыта, раскрывающего возможности передового опыта в определении на его основе дальнейшей разработки как отдельных научных проблем, так и теории и практики учебно-воспитательного процесса в целом.
-
Приложение. Составляется при необходимости. Таблицы, примеры, материалы справочного характера и пр. не должны повторять текст работы, а лишь служить ее дополнением.
Общие требования к оформлению авторских материалов
Материалы (с приложением) оформляются:
- в папку в виде машинописного текста на писчей бумаге стандартного формата А4;
- в виде брошюры, отпечатанной полиграфическим способом.
Вверх
|