Педагогика, психология
Дефектолог
Область базовых знаний и их уровень:
медицина, уровень высокий (теоретический), педагогика и психология, уровень средний (практическое использование знаний)
Профессиональная область: педагогика
Условия работы: в помещении, сидячий
Доминирующие виды деятельности:
-
воспитание и обучение детей, имеющих физические и умственные недостатки: олигофренопедагогика — воспитание и обучение умственно отсталых детей, сурдопедагогика — работа с глухими и слабослышащими детьми, тифлопедагогика — работа со слепыми и слабовидящими детьми, логопедия — постановка правильной и устной речи, исправление ее недостатков.
-
работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста по предупреждению и коррекции отдельных нарушений;
- отбор детей в специальные группы с учетом их отклонений;
- диагностика и последующая коррекция имеющихся нарушений у детей;
- составление программ деятельности специализированных учебно-воспитательных учреждений;
- организация деятельности учебно-воспитательных учреждений для детей с физическими и умственными недостатками;
- адаптация (подготовка) аномальных детей к жизни в обществе;
- разработка различных программ адаптации детей с отклонениями;
- подготовка детей, имеющих какие-либо нарушения, к трудовой деятельности.
Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:
Способности:
-
умение грамотно выражать свои мысли (вербальные способности);
-
навыки общения и взаимодействия с людьми;
- ораторские способности;
- хороший слух (способность улавливать мельчайшие изменения и особенности произношения различных звуков);
- хорошее владение артикуляцией (способность правильно пока-зать мимикой способы и особенности произношения слов и звуков);
- умение слушать и понимать других людей;
- тактичность;
- доброжелательность, этичность;
- бескорыстность;
- чуткость;
- хорошее развитие кратковременной и долговременной памяти;
- высокий уровень концентрации и переключения внимания (способность в течение длительного времени сосредоточиваться на одном предмете при одновременном отключении от других и способность быстро переходить с одного вида деятельности на другой);
- логическое мышление;
- высокий уровень развития творческого мышления.
Личностные качества, интересы и склонности:
-
умение слушать и понимать других людей;
-
тактичность;
- доброжелательность, этичность;
- бескорыстность;
- чуткость;
- креативность (творческое начало)
- терпимость к недостаткам людей;
- внимательность;
- отзывчивость;
Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:
-
дефекты речи, слуха у специалиста данной профессии;
-
необщительность;
- отсутствие склонности к работе с детьми;
- эмоциональная неуравновешенность;
- агрессивность;
- ригидность мышления (неспособность корректировать программу деятельности в соответствии с требованиями ситуации).
Области применения профессиональных знаний:
-
поликлиники;
- детские учебно-воспитательные учреждения (детские сады и школы, интернаты);
- специализированные детские сады для детей с недостатками развития;
- специальные школы для детей с различными нарушениями;
- частная практика.
Вверх
Социальный педагог
Область базовых знаний и их уровень:
основы права, психология (возрастная, девиантного поведения), уровень высокий (теоретический) педагогика, уровень средний (практическое использование знаний)
Профессиональная область: педагогика
Условия работы: в помещении, мобильный
Доминирующие виды деятельности:
-
работа с трудными детьми и подростками;
-
постоянный контроль жизни, учебы, быта трудного ребенка, подростка;
- выяснение причины отклоняющегося поведения;
- беседы с классным руководителем;
- беседы с ребенком, подростком;
- поддержание связи с детской комнатой милиции;
- беседы с инспектором по делам несовершеннолетних, совместное решение проблем ребенка с целью разрешения вопроса снятия с учета;
- поддержание связи со школьным психологом (работа с ребен-ком, подростком на основе психологического обследования);
- работа с родителями;
- выяснение причины создавшейся ситуации;
- консультации родителей;
- организация и проведение мероприятий по воспитанию трудных детей и подростков на окружном и территориальном уровне (трудовые лагеря);
- беседы с ближайшим окружением ребенка, подростка (друзья, родственники, знакомые).
Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:
Способности:
-
любовь к детям;
-
развитые коммуникативные способности (навыки общения с людьми);
- развитые вербальные способности (умение говорить четко, ясно, выразительно);
- хорошая память;
- психическая и эмоциональная уравновешенность;
- развитые организаторские способности;
- способность к сопереживанию;
- гибкость поведения;
- умение держать дистанцию;
- преподавательские способности;
- высокий уровень распределения внимания (способность уделять внимание нескольким объектам одновременно).
Личностные качества, интересы и склонности:
-
склонность к работе с детьми;
-
умение повести за собой;
- высокая степень личной ответственности;
- самоконтроль и уравновешенность;
- терпимость;
- безоценочное отношение к людям;
- интерес и уважение к другому человеку;
- настойчивость;
- коммуникабельность;
- эмпатия;
- активность;
- тактичность;
- требовательность к себе и другим;
- наблюдательность.
Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:
-
агрессивность;
-
брезгливость;
- эгоистичность;
- отсутствие организаторских способностей;
- отсутствие любви к детям;
- психическая и эмоциональная неуравновешенность;
- неспособность к сопереживанию;
- безответственность;
- ригидность мышления (неспособность изменять способы решения задач в соответствии с изменяющимися условиями среды).
Учебные заведения, обучающие данной профессии:
-
Барановичский государственный университет -
http://www.barsu.by
-
Витебский государственный университет им.П.М. Машерова -
http://www.vsu.by
-
Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины -
http://www.gsu.by
-
Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина -
http://www.brsu.brest.by
-
Гродненский государственный университет им. Я. Купалы -
http://www.grsu.by
-
Белорусский государственный педагогический университет им. Максима Танка -
http://www.bspu.unibel.by
-
Белорусский государственный университет культуры -
http://www.buk.by
Вверх
Логопед
Характеристика процесса труда.
Логопед – специалист широкого профиля, работающий со всеми видами речевых нарушений.
Логопед проводит психолого-педагогическое изучение детей с аномалией речи, диагностирует отклонения от речевого,
умственного и физического развития; использует данные психолого-педагогической диагностики для определения типа
учреждения и направленности коррекционно-педагогического процесса.
Также проводит коррекционно-воспитательную и коррекционно-обучающую работу, ведёт коррекционно-реабилитационную работу с детьми, осуществляет оздоровительно-профилактические мероприятия, анализ и динамику развития речи детей с особенностями развития речи.
Условия работы: в помещении, мобильный
Сфера деятельности. Специальные школы и интернаты, медико-психологические центры, центры развития, медицинские учреждения, специальные учреждения и социальные службы в образовании.
Требования профессии к человеку. Терпение, сострадание. Эмоциональная устойчивость. Наблюдательность. Такт. Настойчивость. Коммуникативные, педагогические способности: умение доступно объяснять больному ребёнку сложный учебный материал.
Медицинские противопоказания. Хронические заболевания органов дыхания (тяжёлые формы); хронические сердечно-сосудистые заболевания (тяжёлые формы); хронические желудочно-кишечные заболевания; хронические заболевания печени и желчевыводящей системы. Сахарный диабет и другие эндокринные заболевания, заболевания крови. Заболевания нервной системы, психические заболевания. Стойкое понижение слуха, кожные заболевания, снижение остроты зрения.
Учебные заведения, обучающие данной профессии:
-
Белорусский государственный педагогический университет им. Максима Танка -
http://www.bspu.unibel.by
Вверх
Учитель математики
Содержание труда: осуществляет обучение и воспитание учащихся, с учетом специфики преподаваемого предмета, способствует развитию у учащихся логики мышления и интереса к изучению математических наук; использует разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения в рамках государственных стандартов, проводит научно-исследовательскую и методическую работу.
Должен знать: закон об образовании, педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену, методику преподавания математики, основы математических наук.
Профессионально важные качества:
-
аналитическое и логическое мышление;
-
внимательность;
- эмоциональная устойчивость;
- адекватная самооценка;
- коммуникативные и организаторские способности.
Медицинские противопоказания:
-
инфекционные и кожные заболевания;
-
неврозы;
- психические и нервные заболевания;
- плохие зрение и слух.
Вверх
Психолог
Содержание деятельности:
На промышленных предприятиях, в медицинских и научных учреждениях, учебных заведениях, системе средств массовой информации осуществляет научно-практическую, педагогическую, исследовательскую, методическую и информационную деятельность. Разрабатывает методы управления личностью и коррекции ее развития, дает экспертные оценки состояний и отдельных психических функций человека, предлагает и внедряет рекомендации по оптимизации процессов трудовой и учебной деятельности и условий труда, быта и отдыха людей, ведет наблюдения индивидов и коллективов. Выполняет исследования по оптимизации психологического климата в социальных коллективах (семья, производство) и изучает проблемы адаптации личности к различным условиям и режимам жизнедеятельности. Занимается социальным тренингом, ведет профилактическую работу среди несовершеннолетних.
Решает психологические задачи руководства трудовыми коллективами, способствует совершенствованию подбора и расстановки кадров, повышению качества профессиональной подготовки, дает рекомендации по внедрению новых средств и способов производства. Проводит психологические измерения и тестирование, содействует повышению эффективности работы органов массовой информации.
Квалификационные требования:
Должен знать: основы законодательства в области здравоохранения, образования, занятости населения, охраны труда, методические нормативные и др. руководящие материалы по практической психологии, общую и специальные психологии (педагогическую, инженерную, психологию труда и др.), основы психодиагностики, психологического консультирования, методы социально-психологического тренинга общения, диагностики и коррекции развития личности, передовой отечественный и зарубежный опыт.
Требования к профессионально важным качествам:
Хорошо развитые коммуникативные способности, тактичность, чувство ответственности, умение сопереживать, наблюдательность, аналитический ум, эмоциональная устойчивость, развитая словесно-логическая и образная память, внимательность.
Медицинские противопоказания:
Профессия не рекомендуется людям с дефектами зрения и слуха; противопоказания - нервные и психические заболевания, а также инфекционные заболевания.
Учебные заведения, обучающие данной профессии:
-
Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина -
http://www.brsu.brest.by
-
Барановичский государственный университет -
http://www.barsu.by
-
Витебский государственный университет им.П.М. Машерова -
http://www.vsu.by
-
Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины -
http://www.gsu.by
-
Мозырский государственный педагогический институт им. И.П.Шамякина -
http://www.mspu.by
-
Гродненский государственный университет им. Я. Купалы -
http://www.grsu.by
-
Белорусский государственный университет -
http://www.bsu.by
-
Белорусский государственный педагогический университет им. Максима Танка -
http://www.bspu.unibel.by
-
Могилевский государственный университет им. А.Л. Кулешова
http://www.msu.mogilev.by
Вверх
Историк
Область базовых знаний и их уровень:
гуманитарный науки высокий уровень (теоретический), гуманитарные науки средний уровень (практический)
Профессиональная область: история
Условия работы: в помещении
Доминирующие виды деятельности:
-
изучение основных исторических событий жизни человечества;
-
изучение политических, экономических, культурных факторов, влияющих на ход исторических событий;
-
изучение закономерностей развития общества;
-
установление причинно-следственных связей между историческими явлениями, прогнозирование возможных событий;
-
сбор и систематизация различной информации, фактов, событий и их последующее объяснение с точки зрения исторической науки;
-
исследование и толкование исторических первоисточников (летописей, рукописей, писем, биографий и пр.) в соответствии с конкретной эпохой;
-
оформление результатов исторического исследования в научной, публицистической, художественной форме;
-
постановка научного эксперимента с использованием достижений и методов других наук;
-
разработка и усовершенствование методов исторического исследования;
-
участие в археологических раскопках.
Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:
Способности:
-
высокий уровень развития мнемических способностей (памяти);
-
гибкость мышления;
-
хорошее развитие логического мышления (способность группировать, обобщать множество фактов, устанавливать причинно-следственные связи между событиями);
-
высокий уровень концентрации внимания;
-
способность воспринимать большое количество информации;
-
способность заниматься длительное время кропотливой работой (работа с архивными документами).
Личностные качества, интересы и склонности:
-
наблюдательность;
-
аккуратность;
-
настойчивость;
-
терпеливость, усидчивость;
-
эрудированность,
-
широкий кругозор
Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:
-
неорганизованность;
-
неспособность сопоставлять и анализировать факты;
-
ограниченность кругозора;
-
отсутствие склонности к работе с документами;
-
отсутствие целеустремленности.
Области применения профессиональных знаний:
-
научно-исследовательские институты;
-
государственные архивы;
-
библиотеки;
-
музеи;
-
образовательные учреждения (школы, колледжи, вузы).
Учебные заведения, обучающие данной профессии:
-
Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины -
http://www.gsu.by
-
Гродненский государственный университет им. Я. Купалы -
http://www.grsu.by
-
Белорусский государственный университет -
http://www.bsu.by
-
Могилевский государственный университет им. А.Л. Кулешова
http://www.msu.mogilev.by
Вверх
Воспитатель детского сада
Содержание труда:
-
организует и проводит работу по физическому, умственному, нравственному, трудовому и эстетическому развитию детей;
- готовит их к школе;
- обеспечивает соблюдение санитарно-гигиенических норм в помещениях;
- прививает детям навыки личной гигиены;
- следит за своевременным и качественным питанием детей;
- консультирует родителей по вопросам обучения и воспитания детей;
- несёт ответственность за жизнь и здоровье детей.
Требования к индивидуальным особенностям специалиста:
-
общительность, отзывчивость, тактичность;
- наблюдательность, внимательность, ответственность;
- склонность к работе с детьми;
- хорошая образная память, наглядно-действенный тип мышления;
- высокая общая культура;
- правильная, грамотная и внятная речь;
- умение контролировать свое поведение.
Медицинские противопоказания:
-
нервно-психические заболевания;
- заболевания сердечно-сосудистой и дыхательных систем, опорно-двигательного аппарата, органов зрения и слуха;
- хронические инфекционные и кожно-венерические заболевания;
- люди, являющиеся вирусоносителями;
- люди, имеющие вредные привычки (курение, алкоголь, наркомания).
Требования к профессиональной подготовке:
-
знания дошкольной педагогики и психологии;
- основы гигиены и педиатрии;
- этики и эстетики;
- организации и методики воспитательной работы;
- навыки проведения занятий по физической культуре.
Учебные заведения, обучающие данной профессии:
-
Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина -
http://www.brsu.brest.by
-
Витебский государственный университет им.П.М. Машерова -
http://www.vsu.by
-
Мозырский государственный педагогический институт им. И.П.Шамякина -
http://www.mspu.by
-
Гродненский государственный университет им. Я. Купалы -
http://www.grsu.by
-
Белорусский государственный педагогический университет им. Максима Танка -
http://www.bspu.unibel.by
-
Могилевский государственный университет им. А.Л. Кулешова
http://www.msu.mogilev.by
Вверх
Социолог
Содержание труда:
-
проводит социологические исследования с целью разработки и внедрения мероприятий, направленных на создание в учреждениях, организациях, предприятиях наиболее благоприятных социально-психологических условий;
- составляет программы социологических исследований;
- обрабатывает первичную информацию, обобщает полученные данные;
- разрабатывает рекомендации.
Должен знать:
-
нормативные, методологические и др. руководящие материалы по решению социальных вопросов;
- социологию труда, коллектива;
- методы проведения социологических исследований;
- основы психологии труда, инженерной, социальной, педагогической психологии;
- передовой отечественный и зарубежный опыт работы социологов.
Профессионально важные качества:
-
аналитическое мышление;
- коммуникативные способности;
- эмоционально-волевая устойчивость;
- хорошая память;
- высокий уровень концентрации и распределения внимания.
Медицинские противопоказания:
-
заболевания опорно-двигательного аппарата;
- нервные и психические расстройства;
- слабое зрение;
- высокая утомляемость.
Учебные заведения, обучающие данной профессии:
-
Гродненский государственный университет им. Я. Купалы -
http://www.grsu.by
-
Белорусский государственный педагогический университет им. Максима Танка -
http://www.bspu.unibel.by
-
Могилевский государственный университет им. А.Л. Кулешова
http://www.msu.mogilev.by
Вверх
Тренер
Область базовых знаний и их уровень:
педагогика и психология высокий уровень (теоретический), физкультура и спорт средний уровень (практический)
Профессиональная область: спорт
Условия работы: в помещении, мобильный
Доминирующие виды деятельности:
-
учебно-тренировочная работа в физкультурно-оздоровительных
- группах и спортивных секциях;
- подготовка учащихся к соревнованиям;
- принятие мер по повышению роли физической культуры в оздоровлении трудящихся и членов их семей, предупреждению заболеваемости и сохранению их здоровья;
- разработка предложений по совершенствованию режимов труда
- и отдыха, инструкций, рекомендаций и других методических материалов по использованию различных форм и методов физической
- культуры для профилактики возможных заболеваний;
- внедрение в организации физкультурно-оздоровительных мероприятий;
- организация проведения смотров, конкурсов и других спортивных
- мероприятий;
- проведение консультаций для людей, занимающихся физической
- культурой;
- осуществление профессионально-физической подготовки.
Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:
Способности:
-
физическая сила, оптимальная для данного вида спорта;
- способность к волевому саморегулированию;
- физическая выносливость;
- высокая психическая и эмоциональная устойчивость;
- быстрота реакции;
- хорошая координация движений;
- высокий уровень развития моторной памяти (двигательной)
Личностные качества, интересы и склонности:
-
терпеливость;
- сильная воля;
- упорство;
- стремление преодолевать неудачи;
- уверенность в себе;
- целеустремленность;
Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:
-
отсутствие физической и психической выносливости;
- агрессивность;
- безответственность;
- равнодушие;
Области применения профессиональных знаний:
-
средние общеобразовательные, средние специальные и высшие
- учебные заведения;
- спортивные центры, спорткомплексы;
- спортивные клубы;
- бассейны;
- санатории-профилактории;
- детские лагеря.
Учебные заведения, обучающие данной профессии:
-
Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина -
http://www.brsu.brest.by
-
Гродненский государственный университет им. Я. Купалы -
http://www.grsu.by
-
Белорусский государственный университет культуры -
http://www.buk.by
-
Витебский государственный университет им.П.М. Машерова -
http://www.vsu.by
-
Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины -
http://www.gsu.by
-
Мозырский государственный педагогический институт им. И.П.Шамякина -
http://www.mspu.by
-
Могилевский государственный университет им. А.Л. Кулешова -
http://www.msu.mogilev.by
Вверх
|