Министерство образования
Республики Беларусь
Управление образования
Гомельского облисполкома
 

ул.Рыжкова, 42,
247760, Гомельская обл., г. Мозырь,
т. 8-0236-23-39-73

Карта сайта
office@mozlicey.by





ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ:

Сведения
о информационном
ресурсе № 5141101242








Официальный сайт Гомельского государственного университета имени Франциска Скорины










CCBot/2.0 (https://commoncrawl.org/faq/)

Free counters!


 

Педагогика, психология

Дефектолог
Социальный педагог
Логопед
Учитель математики
Психолог
Историк
Воспитатель
Социолог
Тренер

Дефектолог

Область базовых знаний и их уровень: медицина, уровень высокий (теоретический), педагогика и психология, уровень средний (практическое использование знаний)

Профессиональная область: педагогика

Условия работы: в помещении, сидячий

Доминирующие виды деятельности:

  • воспитание и обучение детей, имеющих физические и умственные недостатки: олигофренопедагогика — воспитание и обучение умственно отсталых детей, сурдопедагогика — работа с глухими и слабослышащими детьми, тифлопедагогика — работа со слепыми и слабовидящими детьми, логопедия — постановка правильной и устной речи, исправление ее недостатков.
  • работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста по предупреждению и коррекции отдельных нарушений;
  • отбор детей в специальные группы с учетом их отклонений;
  • диагностика и последующая коррекция имеющихся нарушений у детей;
  • составление программ деятельности специализированных учебно-воспитательных учреждений;
  • организация деятельности учебно-воспитательных учреждений для детей с физическими и умственными недостатками;
  • адаптация (подготовка) аномальных детей к жизни в обществе;
  • разработка различных программ адаптации детей с отклонениями;
  • подготовка детей, имеющих какие-либо нарушения, к трудовой деятельности.

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:

Способности:

  • умение грамотно выражать свои мысли (вербальные способности);
  • навыки общения и взаимодействия с людьми;
  • ораторские способности;
  • хороший слух (способность улавливать мельчайшие изменения и особенности произношения различных звуков);
  • хорошее владение артикуляцией (способность правильно пока-зать мимикой способы и особенности произношения слов и звуков);
  • умение слушать и понимать других людей;
  • тактичность;
  • доброжелательность, этичность;
  • бескорыстность;
  • чуткость;
  • хорошее развитие кратковременной и долговременной памяти;
  • высокий уровень концентрации и переключения внимания (способность в течение длительного времени сосредоточиваться на одном предмете при одновременном отключении от других и способность быстро переходить с одного вида деятельности на другой);
  • логическое мышление;
  • высокий уровень развития творческого мышления.

Личностные качества, интересы и склонности:

  • умение слушать и понимать других людей;
  • тактичность;
  • доброжелательность, этичность;
  • бескорыстность;
  • чуткость;
  • креативность (творческое начало)
  • терпимость к недостаткам людей;
  • внимательность;
  • отзывчивость;

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

  • дефекты речи, слуха у специалиста данной профессии;
  • необщительность;
  • отсутствие склонности к работе с детьми;
  • эмоциональная неуравновешенность;
  • агрессивность;
  • ригидность мышления (неспособность корректировать программу деятельности в соответствии с требованиями ситуации).

Области применения профессиональных знаний:

  • поликлиники;
  • детские учебно-воспитательные учреждения (детские сады и школы, интернаты);
  • специализированные детские сады для детей с недостатками развития;
  • специальные школы для детей с различными нарушениями;
  • частная практика.

Вверх

Социальный педагог

Область базовых знаний и их уровень: основы права, психология (возрастная, девиантного поведения), уровень высокий (теоретический) педагогика, уровень средний (практическое использование знаний)

Профессиональная область: педагогика

Условия работы: в помещении, мобильный

Доминирующие виды деятельности:

  • работа с трудными детьми и подростками;
  • постоянный контроль жизни, учебы, быта трудного ребенка, подростка;
  • выяснение причины отклоняющегося поведения;
  • беседы с классным руководителем;
  • беседы с ребенком, подростком;
  • поддержание связи с детской комнатой милиции;
  • беседы с инспектором по делам несовершеннолетних, совместное решение проблем ребенка с целью разрешения вопроса снятия с учета;
  • поддержание связи со школьным психологом (работа с ребен-ком, подростком на основе психологического обследования);
  • работа с родителями;
  • выяснение причины создавшейся ситуации;
  • консультации родителей;
  • организация и проведение мероприятий по воспитанию трудных детей и подростков на окружном и территориальном уровне (трудовые лагеря);
  • беседы с ближайшим окружением ребенка, подростка (друзья, родственники, знакомые).

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:

Способности:

  • любовь к детям;
  • развитые коммуникативные способности (навыки общения с людьми);
  • развитые вербальные способности (умение говорить четко, ясно, выразительно);
  • хорошая память;
  • психическая и эмоциональная уравновешенность;
  • развитые организаторские способности;
  • способность к сопереживанию;
  • гибкость поведения;
  • умение держать дистанцию;
  • преподавательские способности;
  • высокий уровень распределения внимания (способность уделять внимание нескольким объектам одновременно).

Личностные качества, интересы и склонности:

  • склонность к работе с детьми;
  • умение повести за собой;
  • высокая степень личной ответственности;
  • самоконтроль и уравновешенность;
  • терпимость;
  • безоценочное отношение к людям;
  • интерес и уважение к другому человеку;
  • настойчивость;
  • коммуникабельность;
  • эмпатия;
  • активность;
  • тактичность;
  • требовательность к себе и другим;
  • наблюдательность.

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

  • агрессивность;
  • брезгливость;
  • эгоистичность;
  • отсутствие организаторских способностей;
  • отсутствие любви к детям;
  • психическая и эмоциональная неуравновешенность;
  • неспособность к сопереживанию;
  • безответственность;
  • ригидность мышления (неспособность изменять способы решения задач в соответствии с изменяющимися условиями среды).

Учебные заведения, обучающие данной профессии:

  1. Барановичский государственный университет - http://www.barsu.by
  2. Витебский государственный университет им.П.М. Машерова - http://www.vsu.by
  3. Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины - http://www.gsu.by
  4. Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина - http://www.brsu.brest.by
  5. Гродненский государственный университет им. Я. Купалы - http://www.grsu.by
  6. Белорусский государственный педагогический университет им. Максима Танка - http://www.bspu.unibel.by
  7. Белорусский государственный университет культуры - http://www.buk.by

Вверх

Логопед

Характеристика процесса труда.

Логопед – специалист широкого профиля, работающий со всеми видами речевых нарушений. Логопед проводит психолого-педагогическое изучение детей с аномалией речи, диагностирует отклонения от речевого, умственного и физического развития; использует данные психолого-педагогической диагностики для определения типа учреждения и направленности коррекционно-педагогического процесса. Также проводит коррекционно-воспитательную и коррекционно-обучающую работу, ведёт коррекционно-реабилитационную работу с детьми, осуществляет оздоровительно-профилактические мероприятия, анализ и динамику развития речи детей с особенностями развития речи.

Условия работы: в помещении, мобильный

Сфера деятельности. Специальные школы и интернаты, медико-психологические центры, центры развития, медицинские учреждения, специальные учреждения и социальные службы в образовании.

Требования профессии к человеку. Терпение, сострадание. Эмоциональная устойчивость. Наблюдательность. Такт. Настойчивость. Коммуникативные, педагогические способности: умение доступно объяснять больному ребёнку сложный учебный материал.

Медицинские противопоказания. Хронические заболевания органов дыхания (тяжёлые формы); хронические сердечно-сосудистые заболевания (тяжёлые формы); хронические желудочно-кишечные заболевания; хронические заболевания печени и желчевыводящей системы. Сахарный диабет и другие эндокринные заболевания, заболевания крови. Заболевания нервной системы, психические заболевания. Стойкое понижение слуха, кожные заболевания, снижение остроты зрения.

Учебные заведения, обучающие данной профессии:

  1. Белорусский государственный педагогический университет им. Максима Танка - http://www.bspu.unibel.by

Вверх

Учитель математики

Содержание труда: осуществляет обучение и воспитание учащихся, с учетом специфики преподаваемого предмета, способствует развитию у учащихся логики мышления и интереса к изучению математических наук; использует разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения в рамках государственных стандартов, проводит научно-исследовательскую и методическую работу.

Должен знать: закон об образовании, педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену, методику преподавания математики, основы математических наук.

Профессионально важные качества:

  • аналитическое и логическое мышление;
  • внимательность;
  • эмоциональная устойчивость;
  • адекватная самооценка;
  • коммуникативные и организаторские способности.

Медицинские противопоказания:

  • инфекционные и кожные заболевания;
  • неврозы;
  • психические и нервные заболевания;
  • плохие зрение и слух.

Вверх

Психолог

Содержание деятельности:

На промышленных предприятиях, в медицинских и научных учреждениях, учебных заведениях, системе средств массовой информации осуществляет научно-практическую, педагогическую, исследовательскую, методическую и информационную деятельность. Разрабатывает методы управления личностью и коррекции ее развития, дает экспертные оценки состояний и отдельных психических функций человека, предлагает и внедряет рекомендации по оптимизации процессов трудовой и учебной деятельности и условий труда, быта и отдыха людей, ведет наблюдения индивидов и коллективов. Выполняет исследования по оптимизации психологического климата в социальных коллективах (семья, производство) и изучает проблемы адаптации личности к различным условиям и режимам жизнедеятельности. Занимается социальным тренингом, ведет профилактическую работу среди несовершеннолетних.

Решает психологические задачи руководства трудовыми коллективами, способствует совершенствованию подбора и расстановки кадров, повышению качества профессиональной подготовки, дает рекомендации по внедрению новых средств и способов производства. Проводит психологические измерения и тестирование, содействует повышению эффективности работы органов массовой информации.

Квалификационные требования:

Должен знать: основы законодательства в области здравоохранения, образования, занятости населения, охраны труда, методические нормативные и др. руководящие материалы по практической психологии, общую и специальные психологии (педагогическую, инженерную, психологию труда и др.), основы психодиагностики, психологического консультирования, методы социально-психологического тренинга общения, диагностики и коррекции развития личности, передовой отечественный и зарубежный опыт.

Требования к профессионально важным качествам:

Хорошо развитые коммуникативные способности, тактичность, чувство ответственности, умение сопереживать, наблюдательность, аналитический ум, эмоциональная устойчивость, развитая словесно-логическая и образная память, внимательность.

Медицинские противопоказания:

Профессия не рекомендуется людям с дефектами зрения и слуха; противопоказания - нервные и психические заболевания, а также инфекционные заболевания.

Учебные заведения, обучающие данной профессии:

  1. Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина - http://www.brsu.brest.by
  2. Барановичский государственный университет - http://www.barsu.by
  3. Витебский государственный университет им.П.М. Машерова - http://www.vsu.by
  4. Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины - http://www.gsu.by
  5. Мозырский государственный педагогический институт им. И.П.Шамякина - http://www.mspu.by
  6. Гродненский государственный университет им. Я. Купалы - http://www.grsu.by
  7. Белорусский государственный университет - http://www.bsu.by
  8. Белорусский государственный педагогический университет им. Максима Танка - http://www.bspu.unibel.by
  9. Могилевский государственный университет им. А.Л. Кулешова http://www.msu.mogilev.by

Вверх

Историк

Область базовых знаний и их уровень: гуманитарный науки высокий уровень (теоретический), гуманитарные науки средний уровень (практический)

Профессиональная область: история

Условия работы: в помещении

Доминирующие виды деятельности:

  • изучение основных исторических событий жизни человечества;
  • изучение политических, экономических, культурных факторов, влияющих на ход исторических событий;
  • изучение закономерностей развития общества;
  • установление причинно-следственных связей между историческими явлениями, прогнозирование возможных событий;
  • сбор и систематизация различной информации, фактов, событий и их последующее объяснение с точки зрения исторической науки;
  • исследование и толкование исторических первоисточников (летописей, рукописей, писем, биографий и пр.) в соответствии с конкретной эпохой;
  • оформление результатов исторического исследования в научной, публицистической, художественной форме;
  • постановка научного эксперимента с использованием достижений и методов других наук;
  • разработка и усовершенствование методов исторического исследования;
  • участие в археологических раскопках.

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:

Способности:

  • высокий уровень развития мнемических способностей (памяти);
  • гибкость мышления;
  • хорошее развитие логического мышления (способность группировать, обобщать множество фактов, устанавливать причинно-следственные связи между событиями);
  • высокий уровень концентрации внимания;
  • способность воспринимать большое количество информации;
  • способность заниматься длительное время кропотливой работой (работа с архивными документами).

Личностные качества, интересы и склонности:

  • наблюдательность;
  • аккуратность;
  • настойчивость;
  • терпеливость, усидчивость;
  • эрудированность,
  • широкий кругозор

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

  • неорганизованность;
  • неспособность сопоставлять и анализировать факты;
  • ограниченность кругозора;
  • отсутствие склонности к работе с документами;
  • отсутствие целеустремленности.

Области применения профессиональных знаний:

  • научно-исследовательские институты;
  • государственные архивы;
  • библиотеки;
  • музеи;
  • образовательные учреждения (школы, колледжи, вузы).

Учебные заведения, обучающие данной профессии:

  1. Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины - http://www.gsu.by
  2. Гродненский государственный университет им. Я. Купалы - http://www.grsu.by
  3. Белорусский государственный университет - http://www.bsu.by
  4. Могилевский государственный университет им. А.Л. Кулешова http://www.msu.mogilev.by

Вверх

Воспитатель детского сада

Содержание труда:

  • организует и проводит работу по физическому, умственному, нравственному, трудовому и эстетическому развитию детей;
  • готовит их к школе;
  • обеспечивает соблюдение санитарно-гигиенических норм в помещениях;
  • прививает детям навыки личной гигиены;
  • следит за своевременным и качественным питанием детей;
  • консультирует родителей по вопросам обучения и воспитания детей;
  • несёт ответственность за жизнь и здоровье детей.

Требования к индивидуальным особенностям специалиста:

  • общительность, отзывчивость, тактичность;
  • наблюдательность, внимательность, ответственность;
  • склонность к работе с детьми;
  • хорошая образная память, наглядно-действенный тип мышления;
  • высокая общая культура;
  • правильная, грамотная и внятная речь;
  • умение контролировать свое поведение.

Медицинские противопоказания:

  • нервно-психические заболевания;
  • заболевания сердечно-сосудистой и дыхательных систем, опорно-двигательного аппарата, органов зрения и слуха;
  • хронические инфекционные и кожно-венерические заболевания;
  • люди, являющиеся вирусоносителями;
  • люди, имеющие вредные привычки (курение, алкоголь, наркомания).

Требования к профессиональной подготовке:

  • знания дошкольной педагогики и психологии;
  • основы гигиены и педиатрии;
  • этики и эстетики;
  • организации и методики воспитательной работы;
  • навыки проведения занятий по физической культуре.

Учебные заведения, обучающие данной профессии:

  1. Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина - http://www.brsu.brest.by
  2. Витебский государственный университет им.П.М. Машерова - http://www.vsu.by
  3. Мозырский государственный педагогический институт им. И.П.Шамякина - http://www.mspu.by
  4. Гродненский государственный университет им. Я. Купалы - http://www.grsu.by
  5. Белорусский государственный педагогический университет им. Максима Танка - http://www.bspu.unibel.by
  6. Могилевский государственный университет им. А.Л. Кулешова http://www.msu.mogilev.by

Вверх

Социолог

Содержание труда:

  • проводит социологические исследования с целью разработки и внедрения мероприятий, направленных на создание в учреждениях, организациях, предприятиях наиболее благоприятных социально-психологических условий;
  • составляет программы социологических исследований;
  • обрабатывает первичную информацию, обобщает полученные данные;
  • разрабатывает рекомендации.

Должен знать:

  • нормативные, методологические и др. руководящие материалы по решению социальных вопросов;
  • социологию труда, коллектива;
  • методы проведения социологических исследований;
  • основы психологии труда, инженерной, социальной, педагогической психологии;
  • передовой отечественный и зарубежный опыт работы социологов.

Профессионально важные качества:

  • аналитическое мышление;
  • коммуникативные способности;
  • эмоционально-волевая устойчивость;
  • хорошая память;
  • высокий уровень концентрации и распределения внимания.

Медицинские противопоказания:

  • заболевания опорно-двигательного аппарата;
  • нервные и психические расстройства;
  • слабое зрение;
  • высокая утомляемость.

Учебные заведения, обучающие данной профессии:

  1. Гродненский государственный университет им. Я. Купалы - http://www.grsu.by
  2. Белорусский государственный педагогический университет им. Максима Танка - http://www.bspu.unibel.by
  3. Могилевский государственный университет им. А.Л. Кулешова http://www.msu.mogilev.by

Вверх

Тренер

Область базовых знаний и их уровень: педагогика и психология высокий уровень (теоретический), физкультура и спорт средний уровень (практический)

Профессиональная область: спорт

Условия работы: в помещении, мобильный

Доминирующие виды деятельности:

  • учебно-тренировочная работа в физкультурно-оздоровительных
  • группах и спортивных секциях;
  • подготовка учащихся к соревнованиям;
  • принятие мер по повышению роли физической культуры в оздоровлении трудящихся и членов их семей, предупреждению заболеваемости и сохранению их здоровья;
  • разработка предложений по совершенствованию режимов труда
  • и отдыха, инструкций, рекомендаций и других методических материалов по использованию различных форм и методов физической
  • культуры для профилактики возможных заболеваний;
  • внедрение в организации физкультурно-оздоровительных мероприятий;
  • организация проведения смотров, конкурсов и других спортивных
  • мероприятий;
  • проведение консультаций для людей, занимающихся физической
  • культурой;
  • осуществление профессионально-физической подготовки.

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:

Способности:

  • физическая сила, оптимальная для данного вида спорта;
  • способность к волевому саморегулированию;
  • физическая выносливость;
  • высокая психическая и эмоциональная устойчивость;
  • быстрота реакции;
  • хорошая координация движений;
  • высокий уровень развития моторной памяти (двигательной)

Личностные качества, интересы и склонности:

  • терпеливость;
  • сильная воля;
  • упорство;
  • стремление преодолевать неудачи;
  • уверенность в себе;
  • целеустремленность;

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

  • отсутствие физической и психической выносливости;
  • агрессивность;
  • безответственность;
  • равнодушие;

Области применения профессиональных знаний:

  • средние общеобразовательные, средние специальные и высшие
  • учебные заведения;
  • спортивные центры, спорткомплексы;
  • спортивные клубы;
  • бассейны;
  • санатории-профилактории;
  • детские лагеря.

Учебные заведения, обучающие данной профессии:

  1. Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина - http://www.brsu.brest.by
  2. Гродненский государственный университет им. Я. Купалы - http://www.grsu.by
  3. Белорусский государственный университет культуры - http://www.buk.by
  4. Витебский государственный университет им.П.М. Машерова - http://www.vsu.by
  5. Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины - http://www.gsu.by
  6. Мозырский государственный педагогический институт им. И.П.Шамякина - http://www.mspu.by
  7. Могилевский государственный университет им. А.Л. Кулешова - http://www.msu.mogilev.by

Вверх

     

 

© 2009-2018, УО "Мозырский государственный областной лицей"
E-mail: office@mozlicey.by
September 20, 2019
rev. 18.09.19